Путеводитель: Рим за три дня. Что посмотреть: достопримечательности, маршруты, отели, транспорт, еда, шоппинг, отзывы, фото

Ищите что посмотреть в Риме? Предлагаем ознакомительную прогулку по Риму, во время которой можно увидеть основные достопримечательности - Колизей и Пантеон, фонтан де Треви и Испанскую лестницу, церкви, фонтаны и обелиски и многие другие интересные места.

Маршрут будет полезен тем, кто оказался в городе впервые, или же располагает всего лишь одним днем на осмотр его достопримечательностей.

Маршрут начинается от станции метро Колизей (Colosseo) и будет полезен тем, кто оказался в городе впервые, или же располагает всего лишь одним днем на осмотр его достопримечательностей.

Итак, карта пешеходного маршрута с 1 по 12 пункты (Ссылка на пеший маршрут.):

Нажмите чтобы увидеть карту

Продолжение карты пешеходного маршрута с 12 по 15 пункты (Ссылка на пеший маршрут.):

Нажмите чтобы увидеть карту

Выходя из станции метро Colosseo, вы сразу увидите величественный Колизей. Его возвели в 80-м году, без привычного сегодня нашему глазу подъемного крана. Поневоле задумаешься, как древние римляне на протяжении 8 лет строительства складывали один за одним блоки из травертинового камня, добытого в городе Тиволи.

Невероятное количество входов-выходов в Колизее позволяло, по свидетельству историков, покинуть здание за пять минут 50 тысячам зрителей. Рядом (через дорогу) надодится Palatino, раскопки древнего Рима, билет с Колизея действителен и в эту достопримечательность. После осмотра Колизея пешком можно пройтись по улице Fori Imperiali к Капитолийскому холму и Площади Венеции. Пока идете – смотрите налево, где сохранились остатки Императорских Форумов. Через 10 минут вы дойдете до площади Венеции.

Символ итальянской столицы, запечатленный на всевозможных открытках, календарях и статуэтках. Когда-то это была арена со сложными механизмами для зрелищных боев мускулистых гладиаторов между собой и с дикими зверями, а трибуны Колизея могли вместить 50 тысяч кровожадных зрителей! Цифра уникальная по тем временам! И что бы ни говорили завистники и злопыхатели о стадном желании всех туристов “сфоткаться” на фоне Colosseo, это грандиозное сооружение поистине впечатляет, как снаружи, так и внутри.

Билет в Колизей стоит 12 евро, действителен в течение суток и в нагрузку включает еще и вход на Холм Палатин (там, по преданию, волчица вскормила Ромула и Рема) и на территорию Императорских Форумов. Если жалко уже уплаченных денег, то можно сходить и туда. Если жалко времени, то лучше всего и на Холм, и на Форумы взглянуть с высоты улицы Fori Imperiali - эмоции те же, а сил потрачено в разы меньше.

Это одна из главных площадей Рима с монументом Витториано. Сюда же выходит одна из основных торговых улиц города Виа дель Корсо.

Площадь Венеции

Венецианской эту площадь назвали в честь величественного и роскошного Дворца Венеции, который был воздвигнут на этом месте в XV веке кардиналом Павлом II. Главная достопримечательность пьяццы – грандиозный памятник первому королю Объединенной Италии Витторио Эммануэле, сверкающий белизной Витториано, в котором также размещается музей Возрождения и одна из лучших панорамных площадок Рима.

Здесь всегда припаркованы конные повозки - для желающих покататься по столице, на высоких мраморных скамейках можно отдохнуть и полакомиться купленным тут же огромным мороженым в рожках и полюбоваться на гигантскую статую короля и мраморные скульптуры античных богов у подножия Витториано. Здесь всегда полно народу, щелкающего фотоаппаратами, особенно в декабре, когда плошадь приобретает совершенно сказочный вид: за месяц до Рождества здесь устанавливают высоченную елку, украшенную гирляндами, шарами и лентами, вокруг которой ездят машины и цокают копытами лошадки.

Также пьяцца Венеция - это отправная точка для путешествия по главной торговой артерии Рима Виа дель Корсо с ее дорогими и не очень магазинами и бутиками.

Добраться сюда легко - от Колизея и станции метро Colosseo пешком по Via Fori Imperiali, вдоль развалин Римского форума, Императорских форумов и позеленевших от времени бронзовых скульптур древнеримских правителей

Витториано Vittoriano

Адрес: Piazza Venezia
На площади Венеции доминирует белоснежный и величественный монумент в честь первого короля новой Италии Витторио Эммануэле Второго. Если есть время – можно подняться на смотровую площадку здания, откуда виден весь центр Рима. Затем подойдите к подножию Капитолийского холма.

Витториано

От Колизея по улице Fori Imperiali вы прямехонько попадаете на Площадь Венеции с белоснежным и величественным монументом в честь первого короля новой Италии Витторио Эммануэле Второго. Памятник называется Витториано, и если подняться по его сияющей белизной лестнице повыше, то со смотровой площадки откроется вид на центральные улицы Рима и огромный развевающийся трехцветный флаг Италии (белый – вера, зеленый – надежда, красный – любовь). Отношение итальянцев к Витториано неоднозначное, в народе его насмешливо называют “открытым роялем” и “свадебным тортом”.

Капитолийский холм Campidoglio

Адрес: Piazza del Campidoglio
По лестнице, которую называют Кордонатой, поднимитесь на Капитолийский холм к конной статуе Марка Аврелия. Пройдя через площадь, найдите у стены дома высокую колонну с капитолийской волчицей, вскормившей основателей города - Ромула и Рема. Спустившись с вершины холма, идите прямо по Via d’Aracoeli. Достигнув Piazza del Gesù, увидите Церковь Джезу́.

Именно здесь древние римляне построили самые важные из своих храмов - богинь Юноны и Виртус и царя всех богов Юпитера Оптимуса Максимуса (этот храм был почти таким же огромным, как Парфенон в Афинах) и назвали Капитолийский холм главным символом Рима как столицы мира. В Средние Века на холме возвели дворцы и усадили в них правительство, а дизайн дворцовой площади - Piazza del Campidoglio - доверили самому Микеланджело, который заодно придумал проект Нового дворца (Palazzo Nuovo) и усовершенствовал фасады Дворца консерваторов (Palazzo dei Conservatori) и Сенаторов (Palazzo Senatorio).

Капитолийский холм

Красивую длинную лестницу, ведущую в центр Кампидольо, называют Кордонатой (Cordonata). Ее величие подчеркивают гранитные египетские львы у подножья и две большие статуи сыновей Зевса - Кастора и Поллукса - на вершине. Посреди Капитолийской площади стоит копия конной статуи Марка Аврелия, единственной дожившей до наших времен скульптуры дохристианского периода (остальные римляне уничтожили в разгар борьбы с язычеством), а в дворцовых палатах теперь размещаются знаменитые Капитолийские музеи.

Церковь Джезу́ Chiesa del Sacro Nome di Gesù

Первоначальный проект этой церкви принадлежит руке Микеланджело. Но строили ее другие архитекторы, без участия великого мастера. Выйдя из храма, продолжайте идти прямо, по улице Corso Vittorio Emanuele II. Через квартал вы придете к скверу Ларго ди Торре Арджентина.

Церковь Джезу́

Название церкви с итальянского переводится так: «церковь во святое имя Иисуса». С самого начала она принадлежала Обществу Иисуса (ордену иезуитов). В храме захоронен основатель Общества – святой Игнатий де Лойола, который по некоторым данным, являлся прообразом Дон Кихота в романе Мигеля де Сервантеса.

Церковь была построена во второй половине XVI века и интересна тем, что стала образцом для строительства всех иезуитских храмов в Европе. Другой любопытный факт состоит в том, что первоначальный проект храма делал великий Микеланджело.

Настоящий храм разместили ровно на том месте, где до этого стояла церковь Санта Мария делла Страда, в которой Святой Игнатий де Лойола молился перед образом Богородицы. Последний находится сегодня в церкви, в часовня Игнатия справа от главного алтаря.

Ларго ди Торре Арджентина Largo di Torre Argentina

Адрес: Via di Torre Argentina

Ларго ди Торре Арджентина

Небольшой сквер представляет собой археологическую зону с остатками четырех римских храмов. Продолжайте идти по Corso Vittorio Emanuele II до Piazza S. Andrea Della Valle. Она будет справа по ходу движения, и ее легко опознать по фонтану. Называется он Fontana del Maderno и был создан в начале XVII века по заказу Папы Паоло Боргезе. Фонтан украшен драконами и орлами, которые являются символами семьи Боргезе. Сверните с Corso Vittorio Emanuele II направо, на Corso del Rinascimento. Пройдите по ней до Palazzo Madama (он же – Сенат) и поверните напротив него налево, на Пьяцца Навона.
Это огороженная забором полуплощадь-полусквер с останками древних храмов и частично разрушенными колоннами, стоящими полукругом. Весьма симпатичное место, особенно вечером, когда руины подсвечиваются и выглядят от этого очень таинственно. В древнеримские времена Торре Арджентина считался очень престижным районом для проживания

Пьяцца Навона Piazza Navona

Адрес: Piazza Navona
На Пьяцца Навона удобно изучать римское барокко, разглядывая детали фонтана Четырех рек и церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Когда-то на этом самом месте кипели страсти на трибунах и арене огромного стадиона императора Домициана I века нашей эры - около 15 тысяч кв.м. и способного вместить до 30 тысяч зрителей. А с XV века арена стала архитектурной достопримечательностью Рима - одной из красивейших его площадей в стиле барокко.

Пьяцца Навона

Посреди Пьяцца Навона красуется знаменитый Фонтан Четырех Рек работы великого скульптора Бернини с высоченным Египетским обелиском в центре, а по краям площади - еще два фонтана того же автора: гордого Мавра и Нептуна, убивающего гидру. Последний водный памятник строился чуть ли не сто лет, чтобы не выбиваться из общей стилистики Навоны.

Главное учреждение культа здесь - церковь Сант-Аньезе ин Агоне в честь великомученицы Агнессы, одной из самых почитаемых в Риме святых.

На Пьяцца Навона всегда оживленно и многолюдно, допоздна открыты маленькие, но очень дорогие ресторанчики, художники рисуют и продают свои нетленки, арабы торгуют светящимися ракетами, а еще выступают музыканты, танцоры и фокусники. Но самый ажиотаж здесь начинается 1 декабря, когда открывает свои лавочки самый большой в столице Рождественский базар - с пышными бубликами и яблоками в шоколадной глазури, панеттоне и торроне, разнокалиберными фигурками презепе, изображающими библейские сценки, каретой Санта-Клауса, в которой можно посидеть рядом с красноносым бородачом, каруселью с лошадками под старину и старухами Бефанами на батарейках, пляшущими на метлах и коварно хихикающими.

Фонтан Четырех Рек Fontana dei Quattro Fiumi

Адрес: Piazza Navona

Фонтан Четырех Рек

Этот фонтан был придуман с целью украсить очередной обелиск, привезенный из Египта императором Каракаллой. У подножия египетского столба пристроились статуи богов главных рек мира.
Одна из самых больших площадей Рима - овальная Пьяцца Навона с множеством дорогущих кафешек по диаметру и Фонтаном Четырех Рек в середине. Фонтан был придуман, чтобы украсить очередной обелиск, привезенный из Египта императором Каракаллой. У подножия египетского столба пристроились статуи богов главных рек четырех частей света (Ганга, Нила, Дуная и Ла-Платы).

Добраться сюда легко - всего 7 минут пешком по узким улочкам от главной торговой улицы Рима Виа дель Корсо.

Церковь Сант-Аньезе ин Агоне Chiesa di Sant’Agnese in Agone

Адрес: Piazza Navona – Via S.Maria dell’Anima, 30/A
После осмотра церкви, покидайте Пьяцца Навона по той же улице, по которой пришли сюда. Стоящее на другой стороне улицы здание Сената Итальянской республики свое название – Палаццо Мадама – получило благодаря жившей в нем Мадам Маргарите. Это была незаконнорожденная дочь императора Карла V, вышедшая замуж за Алессандро де Медичи, чья семья владела этим дворцом. Впоследствии, когда дворец перестал принадлежать семье Медичи, в нем располагалось Министерство финансов. А в 1871 году здание было передано Сенату. Пройдите слева от дворца по Via del Salvatore, переходящую в Via Giustiniani. Вскоре вы окажетесь на Piazza della Rotonda, перед Пантеоном.

Церковь Сант-Аньезе ин Агоне

Великомученица Агнесса - одна из самых популярных итальянских святых. По легенде, на том самом месте, где сейчас находится Пьяцца Навона, – на древнем императорском стадионе юную Агнессу должны были предать казни за ее активное следование христианским заповедям. Сдернули с девушки одежду и выставили перед жадной до зрелищ толпы, но в тот же миг волосы на голове Агнессы стали расти с немыслимой скоростью и, как накидка, укутали тело. Правда, язычники не особо впечатлились сим фактом и все-таки убили христианку.

Теперь голова Агнессы хранится в посвященном ей храме Сант-Аньезе. Его повелел возвести на Пьяцца Навона Папа Джованни Баттиста Памфили, чтобы проводить в нем богослужения, а впоследствии здесь же и упокоиться.

Храм был построен в конце XVII века и действует до сих пор: помимо традиционных религиозных обрядов, месс и богослужений каждый четверг в 18.30 и каждую пятницу в 19.00 здесь проходят концерты камерной и старинной классической музыки.

Пантеон Pantheon

Адрес: Piazza della Rotonda
Это большое сооружение смотрится удивительно гармонично. И все благодаря правильным пропорциям: расстояние от пола до вершины купола равно диаметру. На площади перед Пантеоном стоит фонтан с обелиском. Обелиск этот – один из двух, которые были сделаны первоначально для египетского фараона Рамзеса II в XIII веке до н.э., о чем свидетельствуют иероглифы на нем. Стояли оба обелиска в храме Ра в Египте. Как один из них попал в Италию – неизвестно. Но в XIV веке его нашли неподалеку от Пантеона. А в начале XVIII века решено было сделать перед Пантеоном фонтан и установить на него сам обелиск. Выйдя из Пантеона, поверните направо на Via del Seminario. Дойдите по ней до Via del Corso.
Недалеко от Пьяцца Навона находится Пантеон – храм всех богов, он же – усыпальница знаменитостей вроде Рафаэля и Витторио Эммануэле.

Огромный купол Пантеона считается инженерным и архитектурным шедевром: его диаметр равен 45 метрам, при этом ни единой опоры у купола нет. В середине – широкое круглое отверстие, оттуда свет проникает внутрь храма.

Туристов частенько завлекают в Пантеон возможностью ровно в полдень увидеть настоящий столб света, настолько плотный, что почти осязаемый. Желающим узреть такое чудо придется сообщить, что виден этот столб лишь летом, когда солнце стоит высоко, а в остальное время года нечего и суетиться.
Совет
Если вам интересно заглянуть в действующую католическую церковь, а не в проходной двор для туристов, то это можно сделать на главной бутиковой улице Рима Via del Corso: там за невзрачными деревянными дверями спрятаны настоящие шедевры церковного строительства и убранства – многометровые потолки, величественные колонны, мозаичные полы и витражные окна. Присядьте на скамеечку и на минутку задумайтесь о вечном. А потом пойдите в ближайший магазинчик и купите что-нибудь от Armani или Max Mara.

Виа дель Корсо Via del Corso

Адрес: Corso Vittorio Emmanuele
Via del Corso была проложена еще во времена Римской Империи. Однако ее нынешнее название появилось только в XV веке, когда на ней устраивали конные бега (corso). Выйдя на нее, поверните налево, пройдите пару кварталов и поверните направо на Via dei Sabini. Продолжайте идти все время прямо. Улица приведет вас к Фонтану Треви.

Эта длиннющая многокилометровая улица в самом центре Рима тянется от белоснежного памятника Витториано на площади Венеции до Пьяцца дель Пополо с египетским обелиском и входом в парк Виллы Боргезе, пересекаясь время от времени с узкими проулками, ведущими к уютным ресторанчикам и главным достопримечательностям исторического центра вроде Пантеона или Фонтана Треви.

Виа дель Корсо

Главная составляющая Виа дель Корсо – большие и маленькие магазины и торговые центры, очень дорогие и рассчитанные на кошелек средней пухлости. Здесь можно найти практически все: нужно белье – вот вам Yamamay и Intimissimo, ищете кроссовки и трико – добро пожаловать в Adidas, Lacoste, Nike или Puma, дети просят игрушек – ведите их в Disney Store. Одежду и парфюм можно купить в филиале большого шоппинг-молла La Rinascente – галерее Альберто Сорди, изящных кукол и носатых Пиноккио – в Галерее Сан Карло, сверкающие украшения – в Swarowski Krystal, а красные мини-болиды – в Ferrari Store.

Еще одно достоинство Виа дель Корсо (в противовес бутикам Площади Испании с безумными ценами) – огромное количество недорогих торговых марок: Class, Le Group, Sandro Ferrone, Guess, Marella, Sisley, Zara, MaxMara, Diesel, Miss Sixty и Benetton.

Фонтан ди Треви Fontana di Trevi

Адрес: Piazza di Trevi, от Via del Corso идти по Via delle Muratte
Необыкновенной красоты фонтан привлекает публику и днем, и ночью. Большой бассейн со скульптурными группами примыкает к Палаццо Поли, который принадлежал Зинаиде Волконской – той самой, которой восхищался Пушкин. В 1826 году княгиня устроила в Москве пышные проводы двух жен декабристов, которые решили первыми последовать за своими мужьями в Сибирь. Властям это не понравилось, и она фактически вынуждена была уехать из России и поселиться в Риме. Полюбовавшись фонтаном, вернитесь по Via dei Sabini обратно к Via del Corso, поверните направо. Слева от вас через пару шагов окажется площадь с Колонной Марка Аврелия.

Фонтан ди Треви

Фонтаны - один из символов Рима, коими итальянская столица богата, как ни один другой город мира. Знаменитый Фонтан Треви, один из самых красивых в Риме, – не просто статуя в чаше, а целая скульптурно-водная композиция, которая занимает пусть маленькую, но площадь. В центре небольшого озерца с изумрудной водой в каменном обрамлении - величественный Нептун на колеснице в виде огромной морской раковины раздает указания морским конькам и водным потокам, а декорацией к этому спектаклю выступает фасад прекрасного дворца в стиле барокко - палаццо Поли.
кино

Фонтан Треви был романтической декорацией многих фильмов: “Римские каникулы” С Одри Хепберн и Грегори Пеком, “Безумно влюбленный” с Адриано Челентано и Орнеллой Мути, а в “Сладкой жизни” Феллини с Марчелло Мастроянни фонтан и вовсе играет одну из главных ролей.

Треви особенно красив поздним вечером и ночью, когда толпа туристов уже рассосалась, а вода красиво подсвечивается лампочками. Сразу возникает ощущение сказочности происходящего, и поневоле начинаешь верить в прекрасную легенду о трех монетках и волшебных способностях фонтана.

Для тех, кто не в курсе: если в Фонтан Треви бросить одну монетку, вы обязательно вернетесь в Рим; вторая монетка поможет вам познакомиться с итальянцем, а третья гарантирует скорую свадьбу. За ночь, конечно, все металлические кружочки выловят нищие и выпьют за ваше здоровье граппы, а сказка растает в предрассветном тумане, но как знать - вдруг загаданные желания возьмут и сбудутся?
кстати

Каждый день фонтан Треви за счет бросаемых в него монеток обогащается на 1500 евро в среднем. За неделю доход Нептуна составляет около 11 тысяч евро!

Колонна Марка Аврелия Colonna di Marco Aurelio

Колонна Марка Аврелия дала название Площади Колонны. В средневековье вокруг площади, расположившейся ровно в середине Via del Corso, были дома аристократических семей. В XVIII веке хозяевами на ней стали торговцы овощами и фруктами. Позже здесь размещались модные рестораны. Прогуляйтесь по Via del Corso, загляните в магазины. Дойдя до улицы Via dei Condotti, поверните направо. На этой улице представлены магазины и салоны самых модных итальянских марок. Здесь же расположено кафе «Греко» (Via dei Condotti, 86) – одно из старейших во всей Италии. Это заведение было открыто в 1760 году. На чашечку кофе сюда приходили Стендаль и Гете, Гоголь и Шопенгауэр, Вагнер и Лист. Впереди уже видна Piazza di Spagna.

Гигантская для своего времени победная Колонна Марка Аврелия, выполненая из каррарского мрамора, была установлена в 180 году в честь этого императора, который правил Римской империей почти 20 лет и скончался в Виндобоне (современная Вена). Инициатором создания монумента был сам Сенат, желавший после смерти императора увековечить его подвиги и победы над варварами на берегах Дуная.

Спиральные барельефы колонны «рассказывают» о сражениях римлян с германцами и сарматами. Внутри монумента есть винтовая лестница. В средние века одним из популярных развлечений для публики было забраться по этой лестнице наверх. Однако сейчас лестница закрыта.

Статуя Марка Аврелия, находившаяся на вершине колонны, в XVI веке была утеряна. Поэтому со временем было решено водрузить туда бронзовую фигуру апостола Павла.

Адрес: ст.м. Spagna

Посмотрев на фонтан «Лодочка» (Баркачча), поднимитесь по знаменитой лестнице к церкви Тринита дей Монти.
Вертикальная площадь Испании знаменита лестницей-восьмеркой, ведущей к церкви Троицы на Горе, и фонтаном «Лодочка» (Баркачча). Летом лестницу украшают азалиями и выпускают на ее ступени анорексичных манекенщиц во время традиционных показов мод, а осенью и зимой, усиженная уставшими туристами, лестница выглядит довольно уныло. Так же, впрочем, как и фонтан у ее подножья. С кадрами из романтических фильмов про Рим Баркаччу уже не сравнить - маленькая, потрепанная временем и истертая попами сидящих, она вызывает лишь разочарование. Поэтому приходите на Пьяцца ди Спанья вечером, когда в благородном сумраке и тусклом свете фонарей все кажется гораздо новей и загадочней

Церковь Тринита дей Монти Chiesa della Trinità dei Monti

Церковь была построена в XVI веке в ознаменование вторжения французов в Неаполь. Возле церкви возвышается обелиск Sallustiano. Он был сделан в Риме в подражание египетским обелискам и установлен тут в 1789 году. Маршрут этой прогулки здесь заканчивается. Если нужно воспользоваться метро, то обратите внимание на ближайшую к церкви Тринита дей Монти станцию метро – Barberini Fontana di Trevi‎.
В строительство этой церкви были вложены деньги французской короны. Идея ее возведения принадлежит королю Франции Людовику XII. Строилась оно долго и медленно. Начали в 1502, закончили в 1585 году. Таким образом французский монарх хотел отметить успешное вторжение французов в Неаполь.

В период оккупации Рима Наполеоном, этот храм, как и многие другие был разграблен. В начале XIX века было принято решении ее реставрировать, и за это платил уже другой король – Людовик XVIII.

В нише одного из боковых коридоров храма, который примыкает к монастырю, есть удивительная фреска с изображением Богоматери, которая называется Mater Admirabilis. С ней связана любопытная история. Легенда гласит, что однажды к монахиням в церковь Тринита дей Монти пришла молодая француженка Полин Пердро и попросила разрешения нарисовать в стенах святой обители фреску с изображением Богородицы. Настоятельница позволила, и спустя несколько недель фреска была готова. Однако монахиням не понравились слишком яркие цвета, поэтому они закрыли фреску куском ткани и предали забвению.

Когда много лет спустя Папа Пий IX посетил церковь, он заинтересовался тем, что скрывается под тканью. Ее сбросили. И оказалось, что краски стали более мягкими. Изображение настолько понравилось Папе, что он повелел фреску больше не закрывать и дал ей название: Mater Admirabilis (Богоматерь Замечательная).

Больше всего во время наших путешествий в новых городах мы любим пешие прогулки (впрочем, дома, в Питере — то же самое). Нравится нам знакомиться с городом, рассматривая его улицы и дома. Если попадается какая-нибудь достопримечательность, вход в которую свободный — заходим, в противном случае — гуляем дальше. Может, это и не правильно, но как-то (за редкими исключениями) не фанатеем мы от музеев и музейных экспонатов, которые заботливые руки искусствоведов вырвали из контекста, из среды, для которой они создавались, составили в ряд, положили под стекло и/или заградили веревочками и надписями «Don’t touch». К тому же работу этих заботливых рук по остекленению и ограждению исторических ценностей в большинстве случаев еще и приходится оплачивать.

Первая наша прогулка началась от центра транспортных пересечений в Риме — вокзала Термини (произносится Тэ́рмини ). Если кому-то информация о маршруте может оказаться полезной, во второй части поста есть его описание. Если вы собираетесь в Рим и не хотите портить впечатления чужими фотографиями, просто перейдите по ссылке сразу (хотя, когда я писал комментарии к фотографиям, откопал несколько интересных фактов, которых не было в гиде). В первой же части будет немного фотографий и букв. Итак, на прогулку!

Из главного выхода вокзала Термини открывается вид на множество автобусов. Стоят они на Площади Пятисот (Piazza Dei Cinquecento), которая названа в честь 500 итальянских солдат, которых зарезали эфиопы в 1887 году. С правой стороны площади можно увидеть первую достопримечательность — термы Диоклетиана:


Вообще терм в Риме — великое множество. Сейчас они представляют из себя в той или иной степени сохранившиеся каркасы древних зданий, а когда-то служили римлянам местом проведения досуга, непременным атрибутом которого являлась помывка в бане. Да, много воды утекло с тех пор, как римляне изобрели канализацию и водопровод.

Через несколько шагов выходим на другую площадь — республиканскую (piazza della Repubblica), которую обрамляют симпатичные здания:


В центре площади — Фонтан наяд. Если говорить по-русски, то будет Фонтан русалок. Русалок-наяд четыре: одна озерная, потому что лебедя держит, вторая речная (чего держит, непонятно, но по замыслу скульптора — это речное чудище), третья океанская, (автор фонтана почему то решил, что раз наяда океанская, пускай будет верхом на лошади), и четвертая — русалка, отвечающая за подземные воды (раз подземная, подумал скульптор — значит, с драконом).

В центре фонтана — мужик с важным именем Морской Главк. Главный, значит. Согласно одной легенде — сын Посейдона, согласно другой — «...рыбак, который съел загадочную траву и превратился в божество». И в таком вот состоянии Главк указывал путь морякам. Хорошая, видимо, попалась трава!


От площади идет одна из центральных улиц — Национальная (via Nazionale). Пройдя по ней немного, сворачиваем на Туринскую улицу. Она поменьше и поинтереснее. Углы домов здесь украшены также, как и , только в отличие от Польши, тематика — религиозная.


С правой стороны можно увидеть Римский оперный театр. Открыт он был аж в 1800 году оперой Россини «Семирамида» (не то что бы я увлекаюсь классической музыкой, но фамилию Россини я до этого слышал)))


Пройдя чуть дальше, мы выходим на площадь, где стоит Самая Главная Церковь Святой Марии. Во-первых, так ее можно назвать в переводе на русский (по-итальянски — Basilica di Santa Maria Maggiore). Во-вторых, это самый большой из римских храмов, посвященный Богородице и одна из четырех главных церквей Рима.


Существует забавная легенда, согласно которой в 352 году одновременно и тогдашнему римскому папе, и одному из местных олигархов во сне явилась Мадонна (она же Дева Мария, она же Богородица, она же мама Иисуса Христа), и сказала, что на следующий день (а дело было летом) пойдет снег. И вот куда, а вернее где, он пойдет, там и надо построить церковь в ее честь.


В этот храм можно безвозмездно войти и даже можно фотографировать. Внутри очень просторно. И интересно. С пола до потолка:










На дверях своевременно не успели повесить табличку «Не прикасаться», чем и воспользовались многочисленные паломники:


Держим свой путь дальше и натыкаемся на симпатичный фонтанчик:


По миленьким маленьким улочкам...


Выходим на улицу побольше, имени Кавура. Покопавшись в инете с целью узнать, чем он таким знаменит, и узнав об этом, я теперь могу расширить поговорку «Когда в 1861 году в Англии пустили первый поезд метро, в России только отменили крепостное право» продолжением «...а в Италии выбрали первого премьер-министра». Этот первый премьер и есть граф Камилло Бенсо ди Кавур. Кроме премьерства, он участвовал в создании конституции, а первым его литературным трудом вообще была статья о налоге в пользу бедных в Англии.


С улицы им. тов. Кавура опять углубляемся в улочки поменьше...


...и выходим на площадь у церкви, которая называется «Базилика Святого Петра в веригах» (Basilica di San Pietro in Vincoli). На площади — вполне современная картина:


Даже и не подумаешь, что за дверью — штуковина, про которую аж в Библии написано: «И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: «встань скорее. И цепи упали с рук его» (Деян.12:7)

Вот они, эти самые цепи-вериги:


Оказывается, в православии(.ру) есть даже специальный праздник «Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра», который празднуется аж три раза в году. А я то наивно полагал, что в православном христианстве принято покланяться только Христу.

В этой церкви есть еще одна историческая ценность — скульптура Моисея, которую изваял сам Микеланджело. Задумывалась она как венец гробницы одного из римских пап, но интересна не этим. Задумывая скульптуру, Микеланджело основывался на общепринятой версии латинского перевода библии (у этого перевода даже свое название есть — вульгата ). И надо же было такому случиться, что как раз в отрывке про Моисея в этой самой вульгате был допущен ляп: в первоисточнике на иврите написано, что «израильтянам было трудно смотреть в лицо Моисея, потому что лицо его излучало свет». Однако «лучи» (в смысле лучи света) на латинский можно перевести не только как «лучи», но и как «рога». Ну и написали про Моисея в латинской библии, что «рогато было лицо его». Поэтому Микеланджело не оставалось ничего другого, кроме как изобразить Моисея с рогами:


Выйдя из церкви Св. Петра с цепями, неспешно продолжаем прогулку. И вдруг, завернув за очередной дом, видим... видим... ЕГО...


Еще в тринадцатом столетии паломники (пилигримы которые) запустили в народ поговорку: «Пока Колизей стоит — будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир». Сооружение (вернее, его остатки) на самом деле громадное, поражает своей мощью.

Почему написал остатки: на протяжении нескольких столетий Колизей был не только заброшен — камни из его стен тырили на строительство других зданий. Только в восемнадцатом веке один из римских пап решил, что нечего добру пропадать, и посвятил его Страстям Христовым, потому что кучу народа здесь мученически погибло.

Хотя строился Колизей с целью противоположной — как место развлечений. Правда, оказалось, что развлечения в те времена были те еще. Ну про гладиаторские бои слышали все, и некоторые современные римляне этим зарабатывают себе на жизнь:


Однако устраивались зрелища и покруче. Если верить википедии, народ римский развлекался наблюдением за таким даже действом, когда «...девушки и женщины насиловались быками, ослами и другими домашними животными и дикими зверями». Ужас-то какой!

Также устраивались шоу, которые назывались «навма́хия». Несмотря на пугающее название, это было более пристойное и масштабное действо, чем групповые оргии. Навмахия — инсценировка морского сражения. Видимо, оловянных солдатиков тогда еще не изобрели, а поиграться императором во что-нибудь детское время от времени хотелось. Причем так сильно хотелось, что не лень было строить корабли в натуральную величину, а потом эти корабли в ходе игры уничтожать. Естественно, вместе с гребцами и прочими моряками.


Обойдя Колизей вокруг, пошли гулять дальше, по улице Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме. Святого Иоанна Крестителя по-итальянски зовут менее помпезно — Сан Джованни. Ну, почти Святой Вова.


Улица названа в честь одноименной церкви. Вообще, в Италии церковь часто называют не церковь, а базилика. Причем забавно, что когда-то церковь означало «божий дом» , а базилика «царский дом». Рядом с церковью, справа — бывший папский дворец, где римские папы раньше не только жили, их там еще и выбирали.


Над входом в базилику написано, что она «всех церквей города и мира мать и глава». Вроде как до сих пор это самая-пресамая главная церковь католического христианства в мире. Даже главнее собора Св. Петра в Ватикане.


Когда-то давно императоры завалили эту церковь подарками, из-за чего в народе ее прозвали «золотой базиликой». В пятом веке при разграблении Рима базилику тоже разграбили, кроме того, церковь дважды горела. Однако и сейчас ее интерьер заслуживает внимания.


Здесь находится кафедра римского епископа и папский трон. Кстати, римский епископ и папа римский — это не два человека, а один, а папский престол — это не стол, а одновременно и папа римский, и римская курия (она же государственный секретариат) — это что-то типа главного ведомства в Ватикане.


Рядом с церковью находится древний египетский обелиск, к которому пристроен фонтан.


Обелиск этот — самый древний из всех, которые существуют на данный момент. Дата «рождения» XIV в до н.э. Четырнадцатый век до нашей эры!

На этом наша первая прогулка по гайд-буку закончилась, и мы пошли гулять просто так.


Фото сделаны 19 апреля 2011 года

Предлагаем вам примерный пеший маршрут по Риму, который позволит охватить максимум интересных локаций:

1. Начните путешествие с посещения Колизея (расположен вблизи станций метро Colosseo, Via dei Fori Imperiali). Затем по улице Fori Imperiali дойдите до Капитолийского холма (Campidoglio) и сделайте пару снимков на Площади Венеции у подножия Капитолия. Это одна из главных площадей города - здесь расположен монумент Витториано.

2. Витториано - следующий пункт маршрута прогулки по Риму. Рекомендуем подняться на смотровую площадку - отсюда открывается прекрасный вид на город. Когда спуститесь, направляйтесь к Капитолийскому холму.

3. По лестнице Кордоната поднимайтесь на холм - перед вами окажется статуя Марка Аврелия. Пройдя через площадь, сделайте остановку и обязательно найдите колонну с памятником капитолийской волчице - той самой, которая вскормила Ромула и Рема, легендарных основателей города.

4. Спустившись с холма, следуйте по улице Via d’Aracoeli до Piazza del Gesù. Пройдя мимо церкви Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Gesù), продолжайте путь по Corso Vittorio Emanuele II. Через 3-4 минуты на пути вашего маршрута по Риму окажется площадь Торре Арджентина, где находятся руины древнеримских храмов.


На этой же улице вы пройдете мимо фонтана с драконами Fontana del Maderno. Пройдя его, сворачивайте на Corso del Rinascimento, дойдите до Palazzo Madama и перейдите на Пьяцца Навона. Здесь, на площади, расположен красивейший фонтан четырех рек, Fontana dei Quattro Fiumi (именно в нем купались ночью герои «Dolce Vita»).


5. Возвращайтесь по той же улице, по которой пришли к фонтану. Пройдя мимо итальянского Сената по Via del Salvatore, вы окажетесь на Via Giustiniani - она приведет вас к Пантеону, на площадь Piazza della Rotonda. Видите обелиск перед ним? Это памятник времен фараона Рамзеса ІІ (как он попал в , ученым до сих пор неизвестно).

После посещения Пантеона пройдите по Via del Seminario и прогуляйтесь до Via del Corso - это самая старая улица Рима, заложенная еще во времена Империи. Именно она доведет вас к конечному пункту прогулки.

Рим - это такое место, где даже 3 дня - это настолько впритык, чтоб посмотреть главные достопримечательности, что ходить (и стоять в очередях) придется много. Даже в несезон. С этим надо смириться. Или платить деньги за экскурсии, чтобы пройти без очереди. Потому что очереди во всякие Ватиканы - не на час, и не на два!

В приведенном маршруте вам предстоит полюбоваться самыми известными достопримечательностями Рима, так что толпы туристов вокруг любого памятника - это норма. Вообще, для прогулки по Риму лучше приезжать лучше всего в апреле или октябре - и народу не так много (школьники, опять же, учатся, а не удлиняют очереди), и даже в это время и очереди, и толпы - все это будет. Худшее время -июль и август. Мало того, что жара адская, так еще и туристов немерено… Вообще, можно и в январе - феврале. тут вроде и не холодно, но может быть весьма дождливо (все лето копились дожди!)

Что посмотреть за один день в Риме:

Маршрут на 1 день в Риме проведет вас по самым , включая и его .

По личному опыту: на посещение музеев Ватикана может уйти целый день, так как очереди туда даже в самый несезон бесконечные. Хотите сэкономить время - возьмите экскурсию. Это тот редкий случай, когда оно того стоит. Потому что очереди в Ватикан - это не на один час! А с экскурсией (их предлагают множество, пока вы, отчаявшись, стоите в очереди) Вы пройдете вместе с группой сразу. Внутри все равно такие толпы туристов, что хоть с группой., хоть без - разницы нет.

Оденьтесь скромно - в Ватикане во многие места не пускают даже в юбке немного выше колена (негодяи!). Голые плечи, шорты, сандалии - забудьте о них даже в чудовищную жару. Увы!

Что посмотреть в Риме во 2-ой день:

Достопримечательности вдоль маршрута:

1 - Santa Cecilia

2 - Piazza & Basilica di Santa Maria in Trastevere

11 - Cafe at Casina Valadier

12 - Piazza del Popolo

13 - Enoteca Antica di Via della Croce

Что посмотреть в Риме в 3-ий день:

История Вечного Города уносится вглубь веков и поражает своей многогранностью. Сотни памятников архитектуры, парки, да и сами жилые дома позволяют туристу совершить экскурс и во времена великой Римской империи, и в эпоху Возрождения и Классицизма, и познать современный бурлящий мегаполис: от истоков до сегодняшнего дня. Каждый раз, покидая Рим, остается чувство «недо…»: недоглядел, недосмотрел, недослышал. Кажется, что, сколько бы ни приезжал сюда, всегда найдутся еще невиданные достопримечательности, нехоженые улочки и неуслышанные легенды старого города.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 июня:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Планируя поездку, нужно правильно понимать масштабность этого города-музея. Рассчитывая на несколько дней пребывания, можно продумать и построить маршруты, позволяющие получить всеобъемлющие впечатления. Расскажем, что можно самостоятельно посмотреть в Риме за четыре дня.

Свой первый день в Риме стоит провести, изучая историческую часть города. Основные достопримечательности, сохранившиеся с периода Античности, размещаются довольно компактно. И идеально подойдут для пешего осмотра. Начать программу лучше с Колизея, двигаясь от которого можно последовательно увидеть прочие постройки.

Колизей

Глядя на туристическую карту центральной, исторической части Рима, мгновенно возникает ощущение о его огромных размерах и сложности. Но это далеко не так. Основные достопримечательности античного города расположены компактно, и знакомство со старым городом вполне укладывается в маршруты пеших прогулок. Стартом для нашего маршрута первого дня, конечно же, будет символ Древнего Рима – Колизей.

До Колизея проще всего добраться на метро «В» (синяя линяя), станция так и называется COLLOSSEO. Кстати, о метро. Схемы римского метрополитена очень простые, названия остановок понятны, но сами станции ничем не примечательны. Билеты для проезда в метро приобретают в автоматах, а стоимость одной поездки 1,5€.

Величественную античную постройку вы увидите сразу, когда выйдете на поверхность станции. Здесь ожиданиям обмануться просто невозможно: Колизей красив и необычен. Чтобы попасть внутрь, нужно приобрести билет. Приехав сюда с самого утра, вы окажетесь просто счастливчиком, так как очередь из желающих прикоснуться к великому будет состоять только лишь из пары сотен человек. Для сравнения, днём в очереди можно провести часа три-четыре.

Для удобства туристам предлагают приобрести единый билет (12€). Он включает посещение не только Колизея, но и еще двух архитектурных комплексов: Римского Форума и Палатино. Кстати, такой билет продается помимо входа около Колизея, но и в кассах со стороны Via di San Gregorio, около холма Палатино (здесь всегда меньше очереди). Посещение главных античных комплексов возможно ежедневно с 9 утра до наступления темноты.

Колизей поражает не только своей масштабностью, но и продуманностью планировки. Несчетное количество выходов позволяло в свое время 50 тысячам зрителей покинуть Колизей за 5-10 минут. Римский Форум встретит вас кладбищем разрушенных колонн и обломков храмов. Здесь поможет только воображение, которое перенесет вас в античный мир с аркой Тита, базиликой Максенция, залом заседаний Сената, храмом Весты, и Священной дорогой Via Sacra.

Базилика Святого Клемента

К востоку от Колизея располагается древний архитектурный комплекс, который имеет все черты раннехристианской церкви. Первая базилика оказалась погребена в пожарище. Красным окрасился набег норманнов на Рим в двенадцатом веке. Удивительно, но даже огонь не смог уничтожить некоторые фрески, оставшиеся от первой церкви. Они и сегодня не утратили живости красок – битый витраж деталей из жизни Святого Клемента.

Правда, стиль оформления фресок необычен – он напоминает популярные сегодня комиксы, вот только фразы, произносимые героями, далеки от канонов высокого языка – вульгаризмы и просторечия. Вход в базилику свободный, но лишь на верхний уровень. Билет на нижние уровни обойдётся в 5€, но не за спуск по ступенькам, а за погружение под своды третьего века – древний храм Митру с мраморным алтарём.

Базилика Сан-Пьетро-ин-Викони

Церковь появилась в Риме ещё в пятом веке. Именно здесь долгое время хранился уникальный артефакт – цепи, которыми был скован Святой Пётр. Их в своё время привезли из Иерусалима. Правда, сегодня она известна главным образом благодаря тому, что в местной крипте был захоронен Юлий II. С этого момента архитектурный вектор базилики резко изменился: арочная галерея, мраморный пол, плафон из дерева – это стало прекрасным фоном для творений Микеланджело Буанарроти, который не только расписал церковь, но также создал потрясающую скульптурную композицию «Моисей».

Как и многие туристические объекты Рима, базилика находится недалеко от Колизея. Добрать сюда можно при помощи метро – станции Colosseo и Cavour по линии В. Или же автобусом до остановок Colosseo или Cavour- Annibaldi.

Триумфальная арка Тита

Само словосочетание «Триумфальная арка» поневоле вызывает ассоциации с аналогичным памятником в Париже, но если вы хотите увидеть действительно великое сооружение, однозначно стоит ехать в Рим. Триумфальная арка Тита является одной из двух сохранившихся на сегодняшний день арок площади Форум – кладбище древних колонн. Обе арки были построенные в первом веке нашей эры. Парижская же арка и многие подобные памятники являются подражаниями на тему древнего оригинала.

Её архитектурный облик довольно скромен – она оформлена тремя статуями и рельефами в проходе арки, но в этой скромности без труда читается настоящая торжественность и благородство. Высота арки сравнительно небольшая – чуть боле пятнадцати метров, но этот монументальный памятник из пентельского мрамора, привезённого из самой Аттики, заставляет застыть от восторга.

Театр Марцелла

В одном туристическом векторе находятся такие достопримечательности, как Уста истины, Капитолий, Еврейский квартал и театр Марцелла, к которому можно пройти пешком от станции Circo Massimo. Это едва ли не одна из наиболее значимых построек Италии. Он украшает правый берег Тибра. Театр Марцелла является прямым предшественником пресловутого Колизея. Его строительство велось с небывалым размахом, что неудивительно, ведь сам проект разработал Юлий Цезарь, а за реализацию взялся Октавиан Август.

Сегодня театр Марцелла представляет собой несколько гротескную конструкцию: арки первого яруса неплохо сохранились – здесь и сегодня проводятся фестивали, второй ярус в большей степени разрушен, а вместо третьего яруса вы обнаружите постройки двенадцатого века и более современные жилые дома.

Римский Форум

Римский Форум является оплотом исторической части города. Бывший рынок, на территории которого когда-то была сконцентрирована общественная, торговая и политическая жизнь Рима, является сегодня своеобразной площадью, вокруг которой некогда располагались языческие капища. Благодаря раскопкам последних трёх веков Римский Форум сумел приобрести свой текущий культурный статус.

Сейчас именно он является центростремительной, вокруг которой размещаются Капитолий, Священная дорога, Храм Сатурна и прочие памятники. Попасть сюда можно через улицу Фоли Империали, со стороны Капитолия или же мимо храма Согласия и Мамертинской тюрьмы. Входной билет на территорию обойдётся в 12€. Дополнительно можно приобрести аудиогид за 4€.

Золотой дом Нерона

Среди европейских площадок, которые претендовали на статус монаршей резиденции, Золотой дом Нерона считался крупнейшей. Его строительство напрямую связано с событиями 64 года, когда большая часть Рима была уничтожена в пожаре. Сегодня учёные всё ещё спорят о размерах территории, которая к этой резиденции прилегала. Для лучшего понимания достаточно сказать, что её размеры эквивалентны территории Елисейских полей, Лувра и Тюльери вместе взятых.

Центром же этого «маленького мирка» стал, собственно, дворец, который получил своё название благодаря наличию позолоченного купола, венчавшего постройку. Строился дворец с размахом – в одной только прихожей вполне органично разместилась скромная 36-метровая статуя Нерона. Стоит иметь в виду, что от былого размаха остались лишь руины самого Золотого дома, украшенные фресками. Уцелели многие подземные помещения. Посещение этого места будет стоить 16€.

Капитолийская площадь

История возникновения этого места напрямую связана с именем Микеланджело, который в своё время активно создавал проекты реконструкции города, некоторые из них он сумел реализовать. Наиболее значимые его творения находятся на Капитолийском холме. Капитолийская площадь, которая благодаря стараниям этого гениального мастера приобрела трапециевидную форму, является одним из них. Этот прекрасный симметричный ансамбль богато украшен барельефами, надписями и скульптурными группами.

Стоит иметь в виду, что Капитолийская площадь была действительно значимой и до того, как она оказалась в фокусе работы Микеланджело. Издревле здесь звучали голоса императорских глашатаев, проводились народные собрания и церемонии. По преданиям именно здесь император Август услышал пророчество о рождении Христа. Торжество античности – именно эти слова приходят на ум, когда видишь Капитолийскую площадь.

Форум Траяна

Строительство форума связано с именем императора Траяна, который принял решение об его возведении после ошеломляющей победы над Дайкирским царством. Некоторые усматривают в этом жесте попытку затмить славу похода Александра Македонского, но какими бы ни были причины, форум Траяна стал самой крупной постройкой такого плана из всех существовавших на то время. Искусствоведы всё ещё восхищённо отзываются об устройстве форума: изящный изгиб триумфальной арки переходит в колоннаду с множеством мест для сидения. Конструкция накрыта крышей.

Среди наиболее ярких элементов форума – базилика Ульпия и колонна Траяна из мрамора, полностью увитая барельефами, которые имеют историческую достоверность. Сам великий император похоронен под этой колонной. Пропустить форум Траяна невозможно – он находится в районе палаццо Валентини и площади Венеции. Лучше всего отправиться сюда на рассвете – меньше шансов быть погребённым под лавиной восторженных туристов.

Рынок Траяна

Этот рынок также является составляющей форума. По сути, он представляет собой нечто вроде торгового центра в античном формате. Для поднятия авторитета империи и демонстрации её богатств Траян приказал открыть 150 лавок и мастерских, которые должны были выходить в сторону площади, а не города. Подобная конструкция получила название «витрины».

Помимо торговых точек здесь размещались харчевни и таверны. Постепенно размеры рынка увеличивались, и вскоре он разросся до пяти этажей. Сегодня на месте бывшего рынка располагается крупный музей, посвященный римским Форумам. Его посещение обойдётся в 14€, но стоит понимать, что по этому билету также можно посетить ряд других музеев и выставок.

Второй день

Второй день вашего визита в Рим спланируйте прогулочным, насыщающим вас новыми впечатлениями старины и восстанавливающим после активного предыдущего маршрута.

Пьяцца-дель-Пополо

Неудивительно, что именно это сооружение в своё время назвали «Народной площадью». Оно и сегодня является одной из наиболее популярных площадок Рима. Пьяцца-дель-Пополо легко узнаваема благодаря наличию идентичных на первый взгляд церквей и обелиску Фламиния. По вечерам тут собираются многие представители современных направлений искусства и молодёжь, которая хочет провести время красочно. Но это впечатление вечного праздника – мимолётность для этого места. Когда-то именно здесь была установлена городская гильотина.

С историей площади связан ещё один малоприятный факт. Печально известный император Нерон был погребён на Пьяцца-дель-Пополо, но нелюбовь народа к нему не аннулировалась с его кончиной. Появились слухи, что злобный дух тирана не упокоился. Разлагающееся тело выбросили в реку. А на месте захоронения выстроили одну из церквей-близнецов, которые на самом деле таковыми не являются. Одна из них образует овал, а вторая круг в периметре.

Виа дель Корсо

Прогулявшись по Пьяцца-дель-Пополо, не спешите уходить. Лучше продолжить прогулку и оказаться на одной из самых необычных улиц Рима – на Виа дель Корсо, которая соединяет Пьяцца-дель-Пополо с площадью Венеции. В чём своеобразие этой улицы? Всё довольно просто: она является одной из старейших в Вечном городе, но и она же является наиболее облюбованной шопоголиками современности.

В исторических сооружениях располагаются многочисленные бутики и кафе, которые предлагают качественную продукцию по либеральным для Рима ценам. Парадоксально, но концентрированный дух старины идеально гармонирует с оживлённой стороной современного мегаполиса.

Испанская лестница

На самом деле Испанская лестница вполне могла оказаться Французской. Сложно сказать, увидели ли бы мы в таком случае торжественное барокко в травертине из 138 ступеней, или же этот памятник выглядел бы совершенно иначе. Одно можно сказать точно – победу испанской диаспоры позволила породить один из самых красивых в Европе памятников такого типа. Особенно прекрасна Испанская лестница по весне, когда нежным цветом наливается азалия.

Примечательно, что по всей своей длине лестница имеет разную ширину. Чтобы подняться по ней, необходимо сойти на станции метро Spagna, с которой легко добраться до Пьяцца-ди-Спаньи – площади, где находится основание лестницы. На самом верху располагается храм Святой Троицы, куда также можно заглянуть хотя бы ради изящества фигуры Христа, созданной Даниэле да Вольтерром.

Фонтан Треви

Что сделать, чтобы обязательно вернуться в Рим вновь? Всё просто: возьмите монетку, станьте спиной к фонтану Треви и бросьте её в воду. Услышали плеск? Прекрасно, ваш шанс вернуться в Вечный город резко вырос. Фонтан украшает пространство перед палаццо Поли. Эта помпезная постройка была создана по эскизам самого Бернини, который прославился как театральный скульптор. Сегодня фонтан Треви считается классическим местом паломничества туристов.

Каждый хочет воочию увидеть масштабную композицию, в центре которой находится повелитель морей Нетун, держащий вожжи раковины-колесницы, в которую впряжены морские коньки. Приятным бонусом к фонтану выступает крайне соблазнительный в римском зное бассейн, искупаться в котором можно всего за 200€ – именно в таком размере придётся выплатить штраф, если желание охладиться пересилит.

Пьяцца Навона

Ещё одним венцом творчества Бернини является Фонтан четырёх рек, который украшает площадь Навона. По соседству с фонтаном располагается церковь Святой Агнессы – блестящее творение Борромини. Многие искусствоведы до сих пор сходятся на том, что эти два памятника появились в рамках соперничества между двумя гениями итальянской архитектурной мысли.

Сама пьяцца Навона появилась задолго до этого эпического противостояния. Своей необычной формой она обязана Юлию Цезарю, который построил здесь стадион, позже разрушенный для создания рынка. Во время французской оккупации вместо рыночных споров здесь проводились конные состязания. Впрочем, дух торговли приходит сюда под руку с духами Рождества в канун праздников, когда здесь разбивают Рождественскую ярмарку.

Пантеон

Это дохристианской сооружение, возведённое в угоду сразу всем римским божествам, каким-то невероятным образом сумело стать христианским храмом. Этот древний архитектурный объект прекрасно сохранился, хотя и утратил свои религиозные функции. Храм имеет необычную планировку – в нём нет окон. Свет каскадом падает из девятиметрового отверстия в куполе. В этой особенности скрывается метафора единства римского пантеона. Поразительно выглядят внутренние залы зимой, когда в «окно» залетают снежинки, образовывая сказочные завихрения.

Изначально Пантеон украшали статуи основных божеств. Они были расставлены таким образом, чтобы в течении года – со смещением Земли – свет поочерёдно падал на каждую из них. Сегодня их заменили предметы искусства восемнадцатого века. Вход в Пантеон бесплатный. Чтобы добраться сюда, необходимо выйти на станции метро Barberini.

Третий день

Этот день посвятите Ватикану, городу-государству, расположенному в самом сердце Рима. Чтобы попасть на территорию государства в государстве, нужно пересечь границу, обозначенную белой линией на площади перед главным собором католической церкви. В едином потоке туристы часто её даже не замечают. Добраться до входа на главную площадь Ватикана можно любым транспортом, включая экскурсионные автобусы (они все делают остановку у площади св.Петра). Если выберите поездку на метро, то это должна быть линия «А» до остановок Ottaviano-S. Pietro или Cipro-Musei Vaticani, от которых до Ватикана 10 минут пешком.

Музейный фонд Ватикана настолько огромен, что для полного осмотра может понадобиться не один день. Ватикан сам по себе является настоящим музеем, украшенным работами таких мастеров, как Микеланджело и да Винчи. Среди всех комплексов Ватикана наиболее важными являются музеи, посвящённые историческим реалиям – особенно много внимания уделено египетской цивилизации – и различным предметам искусства, начиная со Средневековья.

Неизменной популярностью пользуются такие локации, как Станцы Рафаэля, апартаменты Борджиа, Ватиканская Библиотека и галерея гобеленов. По сути, для посещения всех этих музеев достаточно купить общий билет стоимостью 16€.

Собор Святого Петра

Эпицентром католического мира является собор Святого Петра, поднявшись на купол которого можно увидеть потрясающую панораму древнего Рима. Первая – весьма скромная – базилика появилась на месте собора ещё в четвёртом веке. Она была ничем непримечательна, пока в начале шестнадцатого века не было принято неожиданное решение о её реконструкции. Размеры современного собора так огромны, что под его сводами легко уместятся крупнейшие соборы Восточного мира – прямо на полу есть соответствующие отметки, показывающие контуры предполагаемых соборов.

На перечисление же всех гениальных мастеров, которые в разные времена работали над обликом собора, уйдёт не один час. Вход в собор бесплатный, но для того, чтобы подняться на смотровую площадку придётся заплатить 8€ за лифт или 6€ за желание подняться по лестнице. Но нужно быть осторожнее с желаниями – здесь ровно пятьсот ступеней, а сам проход едва ли достигает пятидесяти сантиметров.

Мост Витторио Эмануэле II

Эта массивная трёхарочная конструкция соединяет Ватикан и исторический центр Вечного города. Он назван в честь первого короля Италии. Его длина более километра, а ширина достигает порядка двадцати метров. С него открывается прекрасный вид на Тибр и город, нависающий над рекой. Скульптурное оформление моста действительно богатое и аллегоричное – достаточно увидеть скульптурную группу, изображающую единство и свободу.

Замок Святого Ангела

Строительство замка началось ещё в 135 году, а потому неудивительно, что за без малого две тысячи лет своего существования замок неоднократно перестраивался. Он успел не раз сменить свой статус. В разные времена тут размещался архив, тюрьма, гробница, резиденция Пап. Сегодня тут находится музей военный истории.

Современное название замок получил в шестом веке, когда в Риме произошла очередная вспышка чумы. Григорий Великий, который был в то время Папой, увидел на крыше архангела Михаила. Впоследствии на крыше возвели статую мраморного архангела. Когда будете проходить по залам крепости, обратите внимание на небольшие дыры в стенах, которые являлись камерами заключённых. Стоимость входного билета составляет 10€.

Мост Святого Ангела

Мост Святого Ангела находится чуть выше по течению Тибра. Он является одним из самых старых пешеходных мостов Рима. Мост возводился параллельно с замком Святого Ангела. Снаружи он облицован мрамором. Изначально на мосте не было скульптур, но в Средние века появилась традиция вешать там тела казнённых преступников. Тогда же здесь появились скульптурные композиции, изображавшие святых, а вслед за этим Бернини добавил на мост десяток статуй ангелов.

Дворец Правосудия

На самом берегу Тибра размещается фееричное строение дворца Правосудия. Его строительство заняло около двадцати лет. Примечательно, что место его возведения было выбрано довольно символично – на бывшем Холме Висельников, где, собственно, приводили в исполнение смертные приговоры. Этот дворец стал едва ли не самым крупным зданием Рима, но властям города показалось, что этого недостаточно.

Гражданам пришлось объединиться, чтобы спасти от разрушения окрестные здания. Если у вас возникнут сложности с нахождением Дворца Правосудия, ориентируйтесь на музей Наполеона, который размещается прямо на противоположном берегу Тибра.

Четвёртый день

В последний день вашего пребывания в Риме можно продолжить прогулочное путешествие на экскурсионном автобусе, предварительно определив для себя остановки. Как вариант, осуществите «точечные» вылазки. Определяйтесь.

Этот интереснейший исторический комплекс был построены по указу императора Каракалла еще в начале тысячелетия. Некогда громадное помещение было укрыто массивным куполом, внутри размещались залы для занятий гимнастикой, для массажа, бассейны с горячей и холодной водой и даже библиотеки. Аристократы и знать принимали здесь ванны вплоть до V века. В момент набега очередных варваров, перекрывших акведуки города с целью уморить жаждой население, бани были заброшены. Вновь о них заговорили в момент случайных раскопок, проводившихся в XVI веке.

В наши дни, в летнее время у западной стены терм Каракаллы сооружается огромная сцена для концертов оперных певцов и балетных постановок. Для посещения термы Каракаллы открыты в любой день с 9 утра до окончания светового дня, кроме понедельника, когда термы открыты только до обеда. Вход платный – 6€.

Еще со страниц школьных учебников все мы знаем главную дорогу, ведущую в Рим. По Аппиевой дороге проходили торговцы, паломники, легионеры. Сегодня эта старинная «магистраль» — скопление достопримечательностей. Появление такого количества памятников именно в этом месте связано с запретом хоронить умерших в стенах города. Этот запрет распространялся на всех римлян, и поэтому захоронения проводили вдоль главного римского пути. Внушительные надгробья, роскошные статуи и памятники сопровождают дорогу многие километры. Большой интерес у туристов вызывают катакомбы с погребальными нишами, которые иногда уходят на несколько метров под землю.

Удобнее всего до Аппиевой дороги добираться Archeological trambus, специальным экскурсионным автобусом. Место посадки с Piazza Cinquecento (Termini). Курсирует он раз в полчаса, билет – 12€.

У ворот Сан-Себастьяно верстовым камнем отмечено начало старинной дороги. Здесь вы увидите оборонительные сооружения, бастионы и сможете посетить Museo delle Mura (билет -3€). Далее, в сторону парка Каффарелла, продолжить путешествие лучше на велосипеде, который можно взять напрокат около Domine-Quo-Vadis. Указатель, стоящий на развилке, покажет вам направление движения в сторону средневековой фермы и парка. Улица, по которой вы продолжите путь, позже вновь возвратит вас на Аппиеву дорогу. И теперь вас ждет уже самое интересное, кладбище Сан-Каллисто. Это древние подземные захоронения римских епископов, состоящие из пяти ярусов. Открыты они для посетителей все дни, кроме среды, с утра до 12 дня, далее с 14:30 до 17:45. Входной билет – 5€.

Продолжая следовать по Аппиевой дороге, вы также сможете побывать в катакомбах Сан-Себастьяно и базилике Сан-Себастьяно, принимающей посетителей все дни, кроме воскресенья, с утра до 12 дня и после обеда, с 14:30 до 17:00. Стоимость посещения – 5€.

В заключение маршрута вашим глазам предстанут останки храма Ромула и прекрасно сохранившаяся до наших дней арена, которая вмещала на свои трибуны около 10 тысяч зрителей.

Дни, проведенные в Риме, заставят вас убедиться в том, что это город продолжительных прогулок, город незабываемых, живых образов и ярких впечатлений. Он манит к себе еще и еще раз, обещая вновь приоткрывать вам тайны истории.

(Пока оценок нет)

Loading...Loading...