Деревня эскимосов. Загадка пропавшего поселения эскимосов на берегах озера ангикуни

Эскимосами называют народ, издавна населявший территорию Чукотки в Российской федерации, Аляски в Соединенных Штатах Америки, Нунавуты в Канаде и Гренландии. Общая численность эскимосов составляет около 170 тысяч человек. Наибольшее их количество проживает в Российской федерации - около 65 тыс. чел. В Гренландии их около 45 тыс. чел., в Соединенных Штатах Америки - 35 тыс. чел. и в Канаде - 26 тыс. чел.

Происхождение народа

Если дословно, «эскимос» обозначает человека, который ест мясо. Но в разных странах их называют по-разному. В России это югыты, то есть настоящие люди, в Канаде - инуиты, а в Гренландии - тладлиты.

Задаваясь вопросом о том, где живет эскимос, нужно сначала понять, кем являются эти интересные люди. Происхождение эскимосов и сегодня считается спорным вопросом. Бытует мнение, что они относятся к древнейшему населению в Беринговом регионе. Их прародиной, возможно, был северо-восток Азии, а оттуда уже поселенцы расселялись на северо-запад Америки через

Азиатские эскимосы в наши дни

Эскимосы Северной Америки обитают в суровой арктической зоне. Они занимают в основном приморскую часть севера материка. А на Аляске поселения эскимосов занимают не только береговую полосу, но и некоторые острова. Население, живущее на реке Коппер-Ривер, почти полностью ассимилировано с местными индейцами. Так же, как и в России, в Соединенных Штатах Америки очень мало поселений, в которых живут только эскимосы. Преимущественная их численность находится на территории мыса Барроу, на берегах рек Кобука, Нсатака и Колвилла, а также вдоль

Жизнь и культура гренландских эскимосов и их сородичей из Канады и Соединенных Штатов Америки похожи. Однако уже сегодня преимущественно ушли в прошлое их землянки и посудная утварь с С середины двадцатого века в Гренландии стало усиленно развиваться строительство домов, в том числе и многоэтажных. Поэтому и жилище эскимосов существенно изменилось. Электричеством и газовыми горелками стали пользоваться боле пятидесяти процентов населения. Практически все гренландские эскимосы сейчас предпочитают европейскую одежду.

Образ жизни

Жизнь этого народа делится на летний и зимний способы существования. Издавна главным занятием у эскимосов была охота. Зимой основная добыча охотников - это тюлени, моржи, различные китообразные, а иногда и медведи. Этот факт объясняет, почему территория, где живет эскимос, практически всегда находится на морском побережье. Шкуры тюленей и жир убитых животных всегда верно служили этим людям и помогали выживать в суровых арктических условиях. В летний и осенний период мужчины охотятся на птиц, мелкую дичь и даже ловят рыбу.

Нужно отметить, что эскимосы не являются кочевыми племенами. Несмотря на то, что в теплый период года они постоянно находятся в движении, зимуют же по нескольку лет на одном месте.

Необычное жилье

Чтобы представить, в чем живут эскимосы, нужно понимать их уклад жизни и ритм. Из-за своеобразной сезонности жилье у эскимосов также двух видов - шатры для летнего обитания и Эти жилища по по-своему уникальны.

При создании летних шатров учитывается их объем для размещения не менее десяти человек. Из четырнадцати шестов создается конструкция и покрывается шкурами в два слоя.

В холодное время года нечто другое придумали эскимосы. Иглу - снежные хижины, которые являются зимним вариантом их жилья. Они достигают около четырех метров в диаметре и высотой под два метра. Освещением и отоплением люди обеспечены благодаря тюленьему жиру, который находится в плошках. Таким образом, температура в помещении поднимается до двадцати градусов выше нуля. С помощью этих самодельных ламп готовят пищу и растапливают снег для получения воды.

Как правило, в одной хижине уживается по две семьи. Каждая из них занимает свою половину. Естественно, что жилье очень быстро загрязняется. Поэтому его разрушают и на другом месте возводят новое.

Сохранение эскимосского этноса

Человек, побывавший на тех землях, где живет эскимос, не забудет гостеприимность и доброжелательность этого народа. Здесь чувствуется особое радушие и доброта.

Несмотря на убеждения некоторых скептиков об исчезновении эскимосов с лица земли в девятнадцатом либо двадцатом веке, этот народ упорно доказывает обратное. Они сумели выжить в непростых условиях арктического климата, создать свою самобытную культуру и доказать огромную жизнестойкость.

Большую роль в этом играет единство народа и его лидеров. Таким примером являются гренландские и канадские эскимосы. Фото, видеорепортажи, отношения с другими видами населения доказывают, что они смогли не только выжить в суровой среде обитания, но и достичь больших политических прав, а также получить уважение в мировом движении среди аборигенов.

К сожалению, на территории Российской федерации социально-экономическое положение коренного населения выглядит немного хуже и требует поддержки со стороны государства.

Загадка исчезновения жителей эскимосской деревни Ангикуни до сих пор будоражит умы людей, интересующихся тайнами нашей планеты, хотя с тех пор прошло уже более 80 лет. Этому непостижимому явлению по сей день так и не нашлось никакого рационального объяснения.

Событие это произошло 12 ноября 1930 г. Канадский охотник Джо Лабель промышлял пушнину на берегу озера Ангикуни. Озеро издавна славилось богатой рыбалкой, в нем в изобилии водились форель и щука. А в окрестных лесах было много пушных зверей. Вот почему эта отдаленная и труднопроходимая местность притягивала к себе охотников и рыбаков. Однако не каждый решался отправиться туда за добычей – об этой местности издревле ходили зловещие легенды. Старожилы рассказывали, что на озере обитают злые духи, которые время от времени напоминают о себе местным жителям.

Но на дворе стоял двадцатый век, легенды уходили в прошлое, а жизнь шла своим чередом, и самые выносливые из охотников добирались и в этот отдаленный уголок Канады. В их числе был и Джо Лабель, который уже не один раз возвращался с озера с богатой добычей. Он хорошо знал окрестности и всегда перед обратной дорогой останавливался передохнуть и согреться в местной рыбацкой деревне, которая, как и озеро, носила название Ангикуни. Местные жители из племени инуитов были очень доброжелательны и гостеприимны. Они всегда были готовы накормить и обогреть путника.

Ноябрь выдался в тот год очень морозным, охотник сильно устал и замерз. Из последних сил он катил на лыжах по знакомой дороге. На подступах к деревне он издали крикнул приветствие, оповещая рыбаков о своем прибытии. Каково же было его удивление, когда он не услышал в ответ не только людских голосов, но даже и собачьего лая.

Лабель с трудом добрался до деревни и зашел в первый попавшийся дом. Печь была растоплена, на столе стоял котелок с еще теплой мясной похлебкой. Но в доме никого не было, не было и собак на дворе. Охотник зашел в соседний дом, потом еще в один, и еще…

Он обошел всю деревню, но везде была та же странная картина – ни души, но такое ощущение, что люди покинули дома вот только что, перед его приходом. Причем покинули в спешке, бросив дела. Где-то на очаге готовился ужин, где-то нетронутая еда стояла на столе, в других домах была брошена начатая работа – заготовка шкурок, раскроенная меховая куртка. Но самым странным было то, что покидая дома, люди не захватили с собой ни оружие, ни теплую одежду, ни запас продовольствия. Ведь в этих суровых краях никто и никогда не покидал дом налегке. Второй необъяснимой деталью было то, что вокруг домов не было видно ни единого следа людей. А ведь следы должны были четко отпечататься на снегу.

Охотник, несмотря на смертельную усталость, так был поражен увиденным, что не стал останавливаться в покинутой деревне. Зрелище внезапно и таинственным образом опустевшего поселения было шокирующим. Ужас придал охотнику сил, и он смог проделать путь длиною в несколько миль до ближайшего отделения связи. Добравшись до телеграфа, Лабель сообщило необъяснимом происшествии в канадскую полицию.

Через несколько часов отряд конной полиции добрался до деревни Ангикуни. По пути к ним присоединились еще трое охотников, оказавшихся неподалеку от озера. Адманд Лоран и двое его сыновей, услышав от полицейских о происшествии, рассказали, что накануне были очевидцами странного явления. Два дня назад во время стоянки они заметили на небе невиданный светящийся объект, который медленно двигался в сторону озера Ангикуни. Он менял форму, принимаю то вид цилиндра, то заостренного веретена. Охотники уверяли, что светящийся объект не был похож ни на что, виденное ими ранее – это не могло быть ни северное сияние, ни облако, ни какое-либо другое атмосферное явление, характерное для этих мест.

Прибывшие на место полицейские тщательно обследовали деревню. Они обнаружили еще несколько странных и зловещих деталей, которые ускользнули от внимания выдохшегося и перепуганного Джо Лабеля. Местное кладбище на краю поселения было разорено. Все без исключения могилы были разрыты, а тела погребенных исчезли. Это не могло быть делом рук местных жителей – инуиты с трепетом относились к своим усопшим, и нарушение покоя кладбища было древним табу. Но это разорение не могли совершить и животные – могилы были разрыты аккуратно, погребальные камни были сложены в ровные ряды.

Еще одна шокирующая находка ждала полицейских в сотне метров от деревни. Они обнаружили под снегом трупы ездовых собак, которые, по предварительному осмотру, умерли от голода. Это представлялось невероятным. Ведь покинутые дома были полны запасов еды. А эскимосы всегда считали ездовых собак своим главным богатством, и скорее голодали бы сами, чем дали бы им умереть с голоду.

Эта необъяснимая история стала сенсацией года, газеты во всем мире наперебой выдвигали все новые и новые версии случившегося. Официальная версия канадской полиции не устраивала никого. Она гласила, что племя инуитов, руководствуясь какими-то своими практическими или религиозными представлениями, решило перекочевать на другую стоянку. Но это не объясняло ни одну из загадок исчезновения людей. Почему они не захватили вещи, оружие, продовольствие? Почему они дали умереть собакам? Почему не осталось никаких следов?

Рационального объяснения этой загадке не смог предложить никто. Самой распространенной гипотезой стало мнение о похищении инуитов инопланетянами. Как бы неправдоподобно это не звучало, но только такая гипотеза сводила концы с концами. И только она могла увязать исчезновение людей с появлением накануне странного летающего объекта, который никто и никогда не видел в этой местности ни до, ни после загадочного происшествия.

У инуитов был миф о демоне Торнгасаке, который управляет армией злых духов. Ему нужно было приносить жертвы, чтобы держать духов в стороне от деревни. Старики из племени инуитов считали, что исчезновение деревни – дело рук Торнгасака, которому давно никто не приносил жертв.

В основе абсолютно любого преступления лежит мотив – то, из-за чего оно совершается. Точно так же любое преступление оставляет какие-либо следы. Это – азы криминалистики, работающие надёжно, как швейцарские часы. Однако при этом иногда даже железные законы криминалистики оказываются в тупике, как, к примеру, в случае…массовых исчезновений людей. Просто так. Без следа. Куда они делись? Ответов на эти вопросы нет до сих пор. Мы подготовили для вас несколько самых известных случаев массового исчезновения людей. Ни один из них до сих пор не раскрыт.

1. Деревня эскимосов возле водоёма Ангикуни

Порядка восьмидесяти лет назад на территории Канады исчезло всё население эскимосской деревни, которая располагалась возле озера Ангикуни. Там жили порядка двух тысяч людей из племени инуитов. Это были добрые, мирные, религиозные и открытые к контактам с внешним миром люди. Следует отметить, что местность была довольно-таки оживлённой: помимо нескольких тысяч инуитов, тут частенько бывали охотники, рыбаки, торговцы и многие другие.

Двенадцатого ноября 1930 года вся деревня исчезла. Разом. Как будто бы испарилась. Об этом поведал один из охотников, часто бывавший там. Его звали Джо Лаббель. В то утро мужчина спешил в деревню к эскимосам, чтобы погреться у огня и выпить горячего чаю. Он сильно замёрз, ведь на дворе стояла пурга. Придя в деревню, охотник обратил внимание, что там слишком тихо и не видно людей. Его опасения подтвердились: ни в одном из шатров не было ни единого человека. Самым жутким же был тот факт, что деревня выглядела покинутой буквально несколько минут назад: в некоторых жилищах даже варилась на огне еда! Инуиты оставили все свои вещи, оружие, карты. Не было ничего!

Испугавшись не на шутку (ещё бы тут не испугаться!), Джо Лаббель поспешил убраться из жуткого места. Он добрался до ближайшего населённого пункта в нескольких часах ходьбы и тут же рассказал обо всём полицейским. Те не поверили мужчине, решив, что ему немного отморозило мозг. Тем не менее, отряд полисменов выдвинулся на место, где раньше жили инуиты, и обнаружил всё то, что рассказал им Джо.

Странный факт: неподалёку от деревни нашли целую стаю мёртвых собак, а также разрытое кладбище, где покоились умершие члены племени. Именно это было самым диким во всей истории: собаки – лучшие друзья эскимосов, без которых невозможно выжить в условиях тундры. Псы считались священными, их никогда не тронул бы ни один инуит. То же самое касается и кладбища: в народе инуитов очень почитались предки, никто в здравом рассудке никогда не стал бы тревожить их дух. По сей день неизвестно, что произошло в деревне Ангикуни и куда делись две тысячи человек. Самое интересное: почему они не оставили следов?

2. Селение Хоер-Верде

Практически сто лет назад в Бразилии произошло ужасающее событие, подробности которого до сих пор толком неизвестны. В небольшом селении под названием Хоер-Верде жили порядка шестисот человек. Однажды все они таинственным образом исчезли.

После того, как из деревни долгое время не поступало никаких вестей, туда отправился отряд бразильских военных. Ничего и никого в Хоер-Верде не было. Все люди будто бы испарились. Кое-где в домах горел огонь, на столах стояла еда. Самым жутким во всей этой истории была надпись, которую обнаружили военнослужащие на школьной доске внутри покинутого класса: «НЕТ СПАСЕНИЯ». Ничего более обнаружить не удалось. Тайна пропажи людей не раскрыта до сих пор.

3. Корабль «Циклоп»

Это судно построили для военно-морских сил Соединённых Штатов Америки незадолго до начала Первой мировой войны. Он был достаточно надёжным и передовым по тем временам. Впрочем, это не помешало судну таинственно исчезнуть.

Шестнадцатого февраля 1918 года корабль вышел из военного порта, который находился на берегу одного из латиноамериканских государств, и пошёл в сторону американской границы. Помимо более чем трёх сотен человек экипажа, «Циклоп» вёз десять тысяч тонн руды. Всё было нормально, диспетчер регулярно телеграфировал в штаб об успешном движении судна. А потом сигналы прекратились, как только корабль вошёл в зону Бермудского треугольника. Как нетрудно догадаться, «Циклоп» исчез. Ни обломков, ни тел членов экипажа так и не нашли.

4. Маяк на Фланнанских островах

Недалеко от восточных берегов Соединённого Королевства, в Северном море, располагается небольшой островной архипелаг – Фланнанские острова. На данный момент они необитаемы. Там работает лишь автоматизированный маяк, не требующий присутствия людей. Однако так было не всегда.

В 1925 году на Фланнанском маяке работали трое смотрителей. Всё было как обычно, они исправно подавали сигналы судам. Однако как-то раз в архипелаге произошёл сильный шторм, после чего проходящие мимо суда стали жаловаться на отсутствие сигналов с маяка. Когда туда наконец-таки добралась проверка, она обнаружила чистое рабочее место со включёнными лампами и исправной аппаратурой. Не было только смотрителей. До сих пор неизвестно, куда они пропали. Выдвигались различные версии, самой вероятной из которых является смерть сотрудников маяка в сильный шторм. Впрочем, однозначного ответа на вопрос, куда исчезли смотрители, до сих пор не найдено.

5. Колония Роанок

В 16 веке англичане основали колонию на Новой Земле (территория современных Соединенных Штатов Америки) под названием Роанок. Там поселились порядка ста колонистов с припасами, оружием и вообще всем необходимым для жизни. Через несколько недель туда пришёл первый корабль из Англии. То, что увидел его экипаж, повергло его в шок.

Колония была полностью уничтожена и разрушена. Ни одного живого или мёртвого человека там не нашли, равно как и не нашли никаких следов боя, кроме разрушенных зданий. На одном из них были выцарапаны буквы «CRO». Что это означает, до сих пор неизвестно.

Одной из самых вероятных версий исчезновения целой группы хорошо обученных, сильных, здоровых и вооружённых колонистов назывался конфликт с местным племенем индейцев, которые действительно были известны своей враждебностью к поселенцам из Старого Света. Однако сами индейцы уверяли, что не нападали на Роанок. Это исчезновение стало одним из самых известных в мире.

Это деревня, из которой в хороший солнечный день можно увидеть Чукотку, до нее семьдесят километров. Если окажется под рукой карта, в Беринговом море отыщите продолговатый немаленький остров Святого Лаврентия.

На обращенном к Чукотке мысе вы увидите точку - Гэмбел. Это старейшее на севере эскимосское поселение. Оно древнее Москвы, Вашингтона, а главный город Аляски Анкоридж для этой "бабушки севера" - суетливый белокурый прапраправнук. Коренное название деревни - Сивукак, но утвердилось название новое (в переводе что-то вроде "Азартные игры"), данное деревне скорее всего китобоями, кишевшими тут, на беду эскимосам, в конце минувшего века.

Эскимосы юпик - родня эскимосам Чукотки

Население деревни - эскимосы юпик - родня эскимосам Чукотки. В былые времена - велико ль расстояние семьдесят километров! - аборигены активно общались, роднились, говорят на одном языке. Граница СССР - США для них искусственная, в годы "холодной войны" была на замке. И родственники, наблюдая землю по обе стороны пролива, встретиться не могли. Несколько лет назад, когда калитку границы тут приоткрыли, надолго разъединенные соседи бросились друг к другу в объятия. Седые охотники из Гэмбела в старушках из чукотского Ново-Чаплина узнавали своих невест, вспоминали охоты и праздники. Меня в Гэмбеле тоже принимали как своего: "Вы оттуда? Это же рядом!.."

Я был в деревне два раза - зимой и летом. В августе под ногами шуршали мелкие камешки без единой травинки меж ними и без единого дерева или кустика между серо-коричневыми сборными домами. Было чувство: попал на другую планету. Обитатели поселения, мне показалось, пешком по поселку не ходят, все - от мала до велика - на трехколесных "Хондах" с широченными шинами... Второе впечатление - китовые кости. Они лежали подобно штабелям дровяных бревен в разных местах деревни. У домов особо крупные части китовых скелетов заменяли скамейки, на них садятся рядком и, глядя на море, тихо беседуют.

Зимой горы костей были заметены снегом. Но бросалась в глаза другая примета - шкуры недавно убитых белых медведей. Я обнаружил их три. Были они вовсе не белые, а кремовые. Ветер раскачивал их на жердях в центре деревни. Я попросил возившего меня на своей "Хонде" молодого Эрина Осека стать возле шкуры "для масштаба". Пока я выискивал точку съемки, из соседнего дома с ружьем выскочил старичок: "Это я убил зверя!" Я понял: объектом съемки по справедливости должен стать этот старик, охотно рассказавший мне, как заметил зверя в бинокль, как к нему крался.

Рассказал старик Роджер и о том, как сам он охотится на тюленей: "Сейчас - винтовка. Издали бьешь. А раньше подползать надо было почти вплотную. Ползли иногда более двух часов. Спит тюлень - охотник ползет, проснулся - начинает его обманывать: сгибает ноги в коленях, как будто чешется, поднимает голову, озирается. Зверь думает, что это тоже тюлень".

Легкая лодка умиак

Еще одна примечательность Гэмбела - лодки. По традиции числом кожаных умиаков измеряется богатство деревни, много лодок - больше возможностей добыть зверя. Умиак - лодка легкая. Каркас - из тонких деревянных пластин, покрытие - моржовые либо тюленьи шкуры. Из моржовых предпочтительней шкуры самок - они толще. Двух сшитых шкур достаточно для умиака. Железа прежде эскимосы не знали; а потому в лодке нет ни гвоздей, ни металлических скрепок - все сочленяется кожаными ремнями. Лодку для переноски легко разобрать, а можно тащить по льду и в собранном виде, чтобы кожа не протиралась, снизу лодка подбита китовой костью. Умиак легко дер жит несколько охотников, в него грузят убитые туши моржей.

В Гэмбеле летом я видел, как строится умиак. На деревянных "стапелях" возле дома мастер Эрин Осиек (не путать с возившим меня зимой парнем) степенно ходил вокруг изящного скелета из легких планок, примеряясь и явно любуясь ладно идущей работой. А зимой я увидел умиак Осиека среди двадцати трех других, стоявших на берегу.

В отличие от металлических лодок, умиак поднимают на бревенчатые опоры. Он весь обдувается ветром, и пропитанная тюленьим жиром его обшивка хорошо сохраняется. Силуэты стоящих на опорах вверх дном умиаков - живописное обрамление этой деревни. Во время охоты на моржей и китов вокруг каждой лодки группируются несколько семей охотников. Дележ добычи идет сначала по числу лодок. И уж потом "лодка" выделяет пай каждому из охотников, не забывая о стариках, которые в море уже не ходят...

Чудо-юдо рыба кит

Пищу, тепло, одежду дают эскимосам море и кромка берега. Подобно тому как жизнь другим народам Крайнего Севера обеспечивает олень, тут во главе всего стоит кит. Целые "горы мяса" ежегодно в июне проплывают на Север. Остров Святого Лаврентия - на их пути. Только не упусти время, держи наготове свой умиак, будь зорок, чтобы увидеть над водою фонтаны и черную спину кита, будь меток метнуть гарпун - и деревня на год обеспечена мясом, жиром для светильников, китовой костью для строительства полуземлянок. Из китовых кишок шилась непромокаемая одежда, из жил сучились веревки, китовым усом подбивались полозья нарт, а если ус расщепить - получишь нитки для сшивания шкур, когда строится умиак.

Чудо-юдо рыба кит! Это животное занимало главное место в языческой религии эскимосов, в сказаниях, сказках, в обрядовых танцах. И сегодня, если бы деревня решила обзавестись гербом, на нем был бы изображен кит. На стенке здешнего магазина нарисован силуэт зверя. В школе на плакате с изображением местной живности - белый медведь, тюлень, лиса, песец, морж, сова, чайки - следы от детских пальчиков оставлены возле кита. Он - главный среди всего.

Сегодня, когда охота на китов запрещена, жителям Севера ее все-таки разрешают. Для Аляски квота - 179 китов. Джунайр сказал, что деревне (520 жителей) сегодня хватает трех-четырех. Охота на них по-прежнему требует знаний и навыков, но умиаки теперь уже ходят с моторами, бьют зверей ружейными гарпунами. Киты же, как и прежде, не очень поворотливы и тихоходны.

Важный зверь - морж

Мы сидим с Джунайром около дома на огромной китовой кости. Подъезжает на "Хонде" круглолицый румяный сын охотника, тринадцатилетний Квэн.

Он был со мной на лодке. - Джунайр похлопал по спине сына. - Все выдержал, даже в госпиталь не попал. С моря сразу домой. Тут отлежались.

Это продолжение рассказа о происшествии, которое приключилось недавно. Джунайр с двумя сыновьями, тремя племянниками и местным учителем вышли на умиаке за моржами. Морж - второй по значению зверь на житейском кругу эскимосов. Мясо его жестче китового, зато хороша шкура и дорого ценятся бивни - "моржовая кость". Семерых охотников за моржами накрыл туман, и они потеряли ориентировку. На четвертый день остров забил тревогу. На поиски вышли моторные лодки Гэмбела и Савунги. Самолеты береговой спасательной службы Аляски челноком летали над морем. Испрошено было разрешение приблизиться к Чукотке. Сигналы бедствия приняли все суда в Беринговом море. Включились в поиски советские пограничники.

Искали семнадцать дней. А в это время команда Джунайра дрейфовала, высадившись на лед. В умиак заставил сесть ее шторм, разметавший ледовые поля. Туман, дождь. Двадцать один день блуждал умиак в море, потеряв ориентировку и не имея возможности из-за севших батарей дать сигнал о себе. Питались люди моржатиной, пили дождевую воду. Привычные к холоду (Джунайр охотится с одиннадцати лет), они все-таки очень мерзли в намокшей одежде. На двадцать первый день "аргонавты" пристали к какой-то неизвестной земле (это был противоположный конец их острова), и слабый сигнал их рации поймал проходивший мимо корабль. Через пару часов вертолет береговой службы взял семерку на борт. Случай в наши дни редкий. Но в хронике жизни деревни известны трагедии: вышли в море и не вернулись.

Что касается моржей, то их положение много хуже. Их бьют. И, как мне сказали, попросив источник не называть, бьют нередко исключительно ради бивней - мясо и шкуру бросают. Это немыслимое ранее хищничество порождено спросом на поделки из кости. Резьбою по кости, и очень искусно, эскимосы занимались всегда. Сегодня туристский бум на Севере и не тощий у странников кошелек рождают массовый спрос на поделки.

Гэмбел - это Клондайк

Музеи Соединенных Штатов высоко ценят искусство аборигенов Америки. Но они охотятся сегодня за "старой костью", за тем, что было сделано очень давно и, пролежав в земле много лет, пожелтело. Некоторые изделия ценятся едва ли не на вес золота. И, конечно, в эскимосские деревни вести "археологические раскопки" устремилось много дельцов. Гэмбел в этом смысле оказался Клондайком. Деревня несколько раз сдвигалась на новое место, оставляя мощный "культурный слой". Но жители скоро сообразили, что и сами могут искать изделия своих предков. Приезжим копать сегодня запрещено. Но они могут купить изделие у местного "археолога", выгодно перепродав его.

Всего этого я поначалу не знал и был удивлен какой-то странной работой. На месте "старой деревни" старухи кидали вверх рыхлую землю из ям. Только зимой я узнал: лихорадкой раскопок охвачена вся деревня. Некоторые участки перелопатили уже по два-три раза. Но даже редкая в "отвалах" находка окупает труды.

Меня в Гэмбеле прихватила погода. Свирепая метель накрывает деревню погожим днем неожиданно в какие-нибудь полчаса. Заночевал я в доме Эндрю Хевиленда, представителя номской компании "Берингаир".

Не нашел себя в "нижних" штатах и вот присох тут, - меланхолично говорит Эндрю, усаживая малыша на горшок. - Десять лет.

Жена у Эндрю - местная эскимоска. Ей метели, китовое мясо и полярная ночь уныния не навевают. А Эндрю вздыхает:

У нас в Нью-Джерси уже цветут яблони.

Погода наладилась так же быстро, как и испортилась. Взлетев, мы сделали круг над деревней. Щепотка строений в белой морозной дымке. Никто не знает точно, сколько лет этому очагу жизни на пути у китов. Полагают, что Сивукак (Гэмбел) древнее Рима.

Озеро Ангикуни (Angikuni Lake) - водоём на территории Нунавут в Канаде, где в прошлом веке произошли ужасные и необъяснимые события: исчезновение процветающей деревушки эскимосов.

Студёным ноябрьским вечером 1930-го года канадский заготовщик меха Джо Лабел брёл к знакомой ему рыбацкой деревне, чтобы укрыться на ночлег. Ночь обещала быть морозной и без крыши над головой и тёплой похлёбки Джо просто бы погиб. Он уже бывал здесь раньше и знал, что эскимосы - доброжелательный народ.

Когда вдалеке показались потрёпанные палатки и ветхие деревянные домики, мужчина выкрикнул приветствие. Ответа не последовало, что немного насторожило путника. Спустя несколько секунд Джо понял, что лая собак тоже неслышно и ускорил шаг.

Деревня встретила замёрзшего мужчину мёртвой тишиной: ни людей, ни животных. Путник увидел дым, валящий из трубы поодаль стоящего домика, и направился туда. Внутри он обнаружил ещё тёплую печь и недоеденное рагу.

Джо обошёл все дома, но кроме запасов еды, предметов быта и оружия ничего не нашёл. Даже хранилище рыбы осталось нетронутым. Складывалось впечатление, что всё было брошено в один момент. Но куда могли уйти люди без жизненно важных вещей в столь холодную пору?

Смертельно уставший и замёрзший, Джо Лабел был настолько потрясён загадочным образом опустевшей деревней, что, не пожелал восполнить силы запасами эскимосов и двинулся в сторону телеграфной станции, находившейся в нескольких милях. Ему чудом удалось добраться до нужного места и телеграфировать полицию о странном происшествии.

Отряду конных полицейских понадобилось несколько часов, чтобы добраться до озера Ангикуни. По дороге они остановились на привал, где к ним присоединились охотник Арманд Лоран со своими двумя сыновоьями. Услышав о том, что полицейские направляются по какому-то делу к озеру Ангикуни, он счёл нужным рассказать им о том, что пару дней назад наблюдал необычный светящийся объект, двигающийся по небу в сторону озера и меняющий форму.

Прибыв на место, полиция была шокирована новыми кошмарными деталями. Могилы местного кладбища были раскопаны, а останки просто пропали. Земля и надгробные камни были осторожно сложены около каждой ямы, что исключало даже намёк на работу диких животных. Да и для инуитов было несвойственно осквернять память усопших.

Ещё одной жуткой находкой стали трупы семи ездовых собак, что, как выяснилось, погибли от голода. Эскимосы всегда с почтением относились к своим животным, потому подобное тоже было странно.

К таинственной истории проявила интерес и пресса, но пролить свет на разгадку ей так и не удалось.

Версия, предложенная канадской полицией, предполагала обычное для кочевых племён перемещение, но она никак не смогла объяснить выкопанных тел, брошенных животных и оставленное оружие. Возможно жителей рыбацкой деревни похитил

Loading...Loading...