Колизей имеет форму. Великий Колизей — седьмое чудо света! Римский амфитеатр во Франции

Сложно найти человека, который в наше время не слышал ничего про него. Это одно из грандиознейших сооружений за всю эпоху существования человека, узнаваемый всеми символ Римской империи. Речь идет о знаменитом амфитеатре Колизее в Италии (Рим).

Амфитеатр Колизей в Риме: история и интересные факты

Колизей в Риме построили в 80 году нашей эры при римском императоре Тите из рода Флавиев. Сама постройка носила название амфитеатр Флавиев. Местом для строительства был выбран Золотой дом Нерона, точнее его искусственное озеро, находящийся в городе Риме. Возведение постройки заняло всего 8 лет.

Колизей от латинского означает колоссальный. Не удивительно, что именно это название вытеснило в народе официальную версию амфитеатра. И хотя древнеримских архитекторов к этому времени уже было сложно удивить возведение огромных амфитеатров, Колизей в Риме превзошел всех своих конкурентов на порядок и быстро стал ассоциироваться как новое чудо света.

Размеры постройки впечатляют. Арена овальной формы занимает площадку 86 на 54 метра, все здание имеет диаметр по осям 156 и 188 метров, высота стены - 48 метров. 80 входов и 50 тысяч мест подтверждали колоссальность амфитеатра Флавиев.

Архитектором постройки был Квинтий Атерий. Для возведения такого огромного сооружения использовался труд рабов. Возведение шло и днем, и ночью.

Здание возводилось на 13-метровом бетонном фундаменте, который был выполнен в осушенном озере. Надежность конструкции обеспечивала и каркас, составленный из 80 радиальных стен и 7 кольцевых.

Из чего построен Колизей? При сооружении Колизея в Италии использовались самые разные материалы: мрамор - сиденья, травертин - кольцевые стены, бетон и туф - радиальные стены, кирпич - арки. Отдельно была выполнена облицовка из мрамора.

В первозданном своем виде амфитеатр Колизей имел 3 этажа. На первом находилась ложа императора и мраморные места для сената. На втором этаже были установлены мраморные скамьи, предназначенные для граждан Древнего Рима. На третьем этаже находились места для всех остальных зрителей, выполненные в виде деревянных скамей и просто стоячих мест. Во II веке был достроен последний четвертый этаж.

Арена римского Колизея в плохие дни (жара или дождь) могла закрываться натянутым на мачтах тентом. Стоит отметить и пол самой арены. Он был выполнен из дерева, обычно засыпался слоем песка, и был... подвижным. Для проведения морских баталий арена могла заполняться водой из подходящего акведука.

Основное предназначение Колизея в Риме было проведение гладиаторских боев. Арена амфитеатра позволяла вмещать до 3 тысяч бойцов. В истории выделяется празднование открытия Колизея, которое продолжалось целых 100 дней. Кроме боев гладиаторов здесь устраивались и охотничьи сцены, с выдвигаемыми из деревянного пола специальными декорациями. Еще одна дата в истории амфитеатра Флавиев - празднование тысячелетия Рима в 249 году. Здесь также погибли тысячи гладиаторов и животных. Конец кровавым расправам положили только в 405 году.

С падением великой Римской империи здание амфитеатра Колизея в Италии стало приходить в упадок и начало разрушаться. В средние века Колизей упоминается как замок. В Возрождение местные жители стали разбирать амфитеатр на строительство местных сооружений. Еще позже здесь нашли приют бездомные.

Конец зарастанию и разрушению амфитеатра Колизея был положен в XVIII веке папой Бенедиктом XIV . По его инициативе в память по пролитой крови здесь был установлен крест, и начали проводиться церковные мероприятия. И в наше время в Страстную пятницу здесь проходит Крестный путь, объединяющий тысячи верующих христиан.

И хотя в наши дни Колизей в Риме наполовину разрушен, он по-прежнему производит огромное впечатление и с достоинством держит звание символа Рима.

Вполне заслуженно называют "Гербом Рима", ведь несмотря на вандализм и длительные разрушения, которому подвергается исторический памятник, он также производит огромное впечатление на тех, кому впервые удалось лицезреть Колизей.

История Колизея

Одно из самых известных сооружений в мире, отличительный знак античного Рима, Колизей, мог так никогда и не быть построен, если бы Веспасиан не решил уничтожить следы правления своего предшественника Нерона. Для этого, на месте пруда с лебедями, который украшал двор Золотого дворца, был построен величественный амфитеатр, вмещающий 70 000 зрителей.

В честь открытия, в 80 году н.э., были проведены игры, продолжавшиеся 100 дней и за время которых было убито 5 000 диких зверей и 2 000 гладиаторов. Несмотря на это, память о предшествующем императоре было не так просто вытравить: официально новая арена называлась амфитеатром Флавиев, но в истории она запомнилась как Колизей. Судя по всему, название отсылает не к собственным габаритам, а к гигантской статуе Нерона в виде бога Солнца, достигающей 35 метров в высоту.

Колизей в Древнем Риме

На протяжении длительного времени, Колизей был для жителей Рима и приезжих местом увеселительных мероприятий, таких, как звериные травли, гладиаторские бои и морские сражения.

Игры начинались утром парадом гладиаторов. Император и его семья смотрели за действом с первого ряда; рядом садились сенаторы, консулы, весталки и жрецы. Немного дальше сидела римская знать. На следующих рядах сидел средний класс; после мраморные скамьи сменялись крытыми галереями с деревянными лавочками. На верхней сидели плебеи и женщины, а на следующей рабы и иностранцы.

Выступление начинали клоуны и калеки: они тоже дрались, но не всерьез. Иногда, для состязаний в стрельбе из лука, появлялись женщины. А после наступал черед зверей и гладиаторов. Бои бывали невероятно жестокими, однако христиан на арене Колизея не терзали. Только через 100 лет после признания христианства, начали запрещать игры, а битвы зверей продолжались еще до VI века.

Было мнение, что в Колизее периодически казнили христиан, однако последующие исследования указывают на то, что это был миф придуманный католической церковью. Во времена правления императора Макрина амфитеатр сильно пострадал из-за пожара, но вскоре был реставрирован по указу Александра Севера.

Император Филипп в 248 году ещё праздновал в Колизее тысячелетие Рима с грандиозными представлениями. В 405 году Гонорий запретил бои гладиаторов, как несогласные с христианством, ставшей господствующей религией Римской империи после правления Константина Великого. Несмотря на это, звериные травли продолжали проходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После, для амфитеатра Флавиев настали печальные времена.

Разрушение Колизея

Нашествия варваров привели Колизей в запустение и положили начало его постепенному разрушению. С XI века до 1132 года он служил крепостью для влиятельных римских семей, оспаривавших между собой власть над согражданами, в особенности семьи Франджипани и Аннибальди. Последние были вынуждены уступить амфитеатр императору Генриху VII, который, в свою очередь, подарил его сенату и народу.

В 1332 году местная аристократия еще устраивала здесь бои быков, но с той поры и началось разрушение Колизея. На него начали смотреть как на источник стройматериала. На строительство новых сооружений шли не только отвалившиеся камни, но и специально выломанные из него. Так, в XV и XVI веках папа Павел II использовал материал из Колизея для строительства венецианского дворца, а кардинал Риарио для дворца канцелярии, также как и Павел III для паллацо-Фарнезе.

Несмотря на это, значительная часть Колизея уцелела, хотя здание осталось обезображенным. Сикст V хотел использовать его для постройки суконной фабрики, а Климент IX превратил Колизей в завод по добыванию селитры. Из его травертиновых блоков и мраморных плит было построено множество городских шедевров.

Более хорошее отношение к величественному памятнику началось только к середине XVIII века, когда его взял под свою защиту Бенедикт XIV. Он посвятил амфитеатр Страстям Христовым как место, пропитанное кровью множества христианских мучеников. По его приказу в центр арены был установлен огромный крест, а вокруг него возведены ряд алтарей. Лишь в 1874 году они были удалены.

Позже, Папы продолжили заботиться о Колизее, особенно Лев XII и Пий VII, которые укрепили места стен, грозившиеся падением, контрфорсами. А Пий IX отремонтировал некоторые внутренние стены.

Колизей в наше время

Нынешний вид Колизея - торжество минимализма: строгий эллипс и три яруса с точно просчитанными арками. Это самый большой античный амфитеатр: длина наружного эллипса составляет 524 метра, большая ось - 187 метров, малая ось - 155 метров, длина арены равняется 85,75 метра, а её ширина 53,62 метра; высота стен - 48-50 метров. Благодаря таким размерам он мог вместить до 87000 зрителей.

Колизей был построен на бетонном фундаменте толщиной 13 метров. В начальном виде в каждой арке стояла статуя, а огромное пространство между стенами затягивалось холстом с помощью специального механизма, для управления которым нанималась команда моряков. Зато ни дождь, ни солнечный зной не были помехой для увеселений.

Сейчас, все желающие могут походить по обломкам галерей и представить себе, как под ареной готовились к боям гладиаторы и метались дикие звери.

С большим вниманием охраняет Колизей нынешнее итальянское правительство, по распоряжению которого строители под руководством археологов вставили валявшиеся обломки, где это было возможно, на прежние места. На арене были произведены раскопки, которые привели к открытию подвальных помещений, служивших для того, чтобы поднимать на арену людей и животных, различные декорации, или заполнять водой и поднимать вверх корабли.

Даже несмотря на все тягости, испытанные Колизеем за время существования, его развалины, лишенные внутренней и внешней отделки, до сих пор производят неизгладимое впечатление своей величественностью и дают понять, каковы были его архитектура и расположение. Вибрации от постоянного городского движения, атмосферное загрязнение и просачивание дождевой воды привели Колизей в критическое состояние. Для его сохранения, во многих местах требуется укрепление.

Сохранение Колизея

Чтобы сохранить Колизей от дальнейшего разрушения был заключен договор между римским банком и итальянским министерством культурного наследия. Первым этапом является реставрация, обработка аркад водонепроницаемым составом и реконструкция деревянного пола арены. Совсем недавно были отреставрированы часть арок и укреплены проблемные места сооружения.

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В 2007 году избрана одним из новых семи "чудес света".

В VIII веке пилигримы говорили - "Пока Колизей стоит будет стоять и Рим, исчезни Колизей - исчезнут Рим и вместе с ним весь мир".

Колизей – одна из главных достопримечательностей и символов Вечного города. Быть в Риме и не посетить Колизей, пожалуй, то же самое, что быть в Париже и не увидеть

На мой взгляд, он обладает особой энергетикой: для того, чтобы по достоинству оценить этот памятник, не обязательно быть знатоком истории или искусства, не нужно уметь определять архитектурный стиль его колонн или знать материалы и технологии, примененные при его строительстве. Величие древнего амфитеатра, превосходя любые знания и исторические факты, оставляет вечный отпечаток на сердце каждого, когда-либо стоявшего у подножия Колизея.

История Колизея в Риме

С момента своего строительства и по сей день Колизей доминирует над окружающим его городским ландшафтом исторического центра. Это был первый монументальный амфитеатр в Риме: в эпоху Республики бои гладиаторов проходили на римском Форуме, где для них возводились временные деревянные конструкции. Все изменилось с приходом императора Веспасиана, основателя династии Флавиев: после жестокой гражданской войны мудрый правитель решил направить энергию эмоциональных народных масс в русло развлечений. Строительство Амфитеатра Флавиев (именно так называли Колизей древние римляне) с подачи Веспасиана началось в 72 году, а его открытие в 80 году совершил уже сын основателя, император Тит Флавий Веспасиан, учредив в честь знаменательного события зрелищные игры, длившиеся целых 100 дней!

Колизей много раз перестраивали и реставрировали по причине разрушительных пожаров и землетрясений. Амфитеатр использовался по назначению вплоть до 523-го года, после чего он стал постепенно приходить в упадок, превратившись в источник строительных материалов для множества новых римских сооружений – обычная по тем временам история. Некоторые части Колизея были использованы даже для строительства Базилики Святого .

Архитектура Колизея в Риме

Амфитеатр Флавиев, превосходивший по размерам и монументальности всех своих предшественников, до сих пор является самым большим в мире. Размеры Колизея: 188 метров по длиной оси и 156 метров по короткой оси, высота – 48 метров, арена составляла 76 метров в дину и 46 метров в ширину. Чем вызвана такая небывалая высота? Ответ прост: только вертикальная организация рядов позволяла разместить наибольшее количество людей как можно ближе к арене: амфитеатр мог вместить до 70.000 зрителей.

Сложно переоценить былое великолепие Колизея! Для того, чтобы представить первозданный облик сооружения, лучше всего зайти с его северной стороны, улицы Фори Империали: именно отсюда хорошо видно сохранившееся кольцо внешнего фасада. Вы увидите, что первые три уровня состоят из аркад (всего их насчитывалось 80): арки второго и третьего уровней украшали статуи, а между мансардными окнами четвертого уровня располагались роскошные бронзовые щиты. Весь фасад был облицован мраморными плитами.

5 инноваций Колизея

Колизей был инновационным сооружением во всех смыслах.

Вот несколько фактов, поражающих моё воображение:

  1. Колизей был построен без применения строительного раствора: блоки травертина были скреплены между собой металлическими стержнями.
  2. Грамотно организованная система из 80 входов и внутренних коридоров равномерно распределяла тысячи людей, избегая давок и обеспечивая безопасность и удобство посещения Колизея.
  3. Амфитеатр был оборудован системой защиты зрителей от жарких солнечных лучей или дождя: ловко перемещаясь по 320 деревянным балкам, огромный тканый навес разматывали и укрепляли моряки, отозванные из Мизенской флотилии по случаю представлений.
  4. Для Колизея были сконструированы первые в мире лифты, они поднимали на арену животных и гладиаторов, располагавшихся на нижнем уровне. Подобная организация делала спектакли еще более зрелищными: люди и дикие звери возникали на сцене словно из ниоткуда.
  5. Амфитеатр Флавиев был оборудован уникальной гидравлической системой, которая позволяла превращать арену в огромный бассейн с водой, где гладиаторы или узники воспроизводили знаменитые римские морские сражения. А в 80-м году публике было представлено женское танцевальное шоу на воде!

Внутреннее устройство Колизея

Представления в Колизее были бесплатны для посещения. Существовало всего лишь одно беспрекословное правило: места в амфитеатре распределялись строго в соответствии с законами, учрежденными императором Августом, согласно которым оно зависело от социального статуса зрителей. Ни за какие деньги не могли купить простолюдины расположение на мраморном кресле нижних знатных рядов взамен деревянной скамейки верхнего этажа. В первых рядах сидели только сенаторы и весталки, сразу за ними – представители знати. На самых худших верхних местах размещались иностранцы и рабы.

Арена Колизея состояла из деревянного настила, покрытого песком (часть его воспроизведена в восточной стороне амфитеатра). Дабы защитить драгоценных представителей знати от возможных нападок диких животных, на время представления по её периметру возводилась высокая и прочная металлическая сетка, а в специально отведенных нишах располагались лучники.

Существовало два доступа к арене, располагавшихся по обе стороны большей оси: Порта Триумфалис (что означает триумфальные ворота) на западной стороне и Порта Либитинария на восточной. Через западные ворота гладиаторы выходили на сцену, а через восточные выносили их бездыханные тела.

Представления в Колизее

День в амфитеатре разворачивался согласно особому расписанию. Вечером, накануне представления, эдитор (тот, кто отвечал за организацию игр) приглашал гладиаторов на ужин, открытый для публики. Гладиаторы для древних Римлян были тем же, чем являются для нас звезды современного спорта. Неудивительно, что поклонники с нетерпением ждали возможности понаблюдать за своими любимчиками.

На утро воины открывали представление торжественным шествием по арене в парадном вооружении. После чего начинались игры: сражения гладиаторов между собой или с экзотическими животными.

Время обеда отводилось для казни приговоренных к смерти: их сжигали, распинали или предавали на растерзание диким зверям.

Гвоздём программы были дуэли между гладиаторами, проходившие во второй половине дня.

Широко распространенное убеждение о том, что публика пользовалась жестом большого пальца, воздетого к небу или обращенного к низу, дабы решить судьбу гладиатора, ошибочно. Существовали два жеста: большой палец, направленный верх или параллельный земле. Оба этих жеста символизировали обнаженный меч и были чем-то сродни современному "шайбу! шайбу!" в хоккее, то есть призывом к зрелищности и подбадриванию воинов.

Жизнь проигравшему гладиатору сохраняла кисть руки, сжатой в кулак, символизировавшая меч, спрятанный в ножны.

Убеждение, что публика или император призывали убить гладиатора, необоснованно: воины становились сильными, только набираясь опыта в сражениях. Приказать убить гладиатора было бы тем же самым, что сегодня казнить футболиста, проигравшего матч. Жест с опущенным вниз большим пальцем, якобы призывавший к лишению воина жизни, был изобретен католической церковью, дабы усилить кровожадный образ древних римлян.

Как добраться до Колизея

Если вы остановились в отдалении от исторического центра, к примеру, в популярном у туристов , то доехать до Колизея будет проще простого – смело садитесь на метро (одна поездка обойдется в 1,5 евро) и, выйдя на одноименной станции Colosseo, вы окажетесь прямо напротив амфитеатра. А расположившимся в центре города счастливчикам я советую пройтись пешком: ведь Рим недаром именуют музеем под открытым небом! Так что вооружайтесь картой – и вперед! Тем более что-то, а уж Колизей, благодаря его выдающимся размерам, будет сложно пройти мимо…

Время работы Колизея

Колизей открыт для посещения ежедневно. Вход в музей прекращается за час до закрытия.

График работы:

  • 2 января – 15 февраля: 08.30 - 16.30
  • 16 февраля – 15 марта: 08.30 - 17.00
  • 16 марта – последняя суббота марта: 08.30 - 17.30
  • Последнее воскресенье марта – 31 августа: 08.30 - 19.15
  • 1 сентября – 30 сентября: 08.30 - 19.00
  • Первая суббота октября – 14 февраля: 08.30 - 18.30

Стоимость билетов

  • Полный взрослый билет – 12 евро.
  • Льготный билет для граждан евросоюза возрастом 18-25 лет – 7,5 евро.
  • Свободный вход для лиц моложе 18 лет.

Студенты факультета истории искусств высшего учебного заведения имеют право на бесплатный билет при предъявлении международного студенческого удостоверения (такого, как ISIC). На удостоверении обязательно должны быть указаны название ВУЗа и факультет.

Также Колизей бесплатен для всех желающих в первую субботу каждого месяца.

Билет в Колизей действует 2 дня и позволяет единожды посетить Колизей, Римский Форум и Палатинский холм.

Октябрь 11, 2018

Приезжая в Вечный город, туристы со всего мира стремятся посетить самое величественное сооружение, являющееся олицетворением былого величия Империи. Говорят, что Колизей в Риме обладает неимоверно сильной притягательной энергетикой. Когда-то здесь проводились постановки известных исторических сражений и драмы, основанные на классической мифологии, травля диких животных и охота на них, сражения гладиаторов и казни христиан, а пролитая кровь приводила к неистовому ликованию развлекающейся толпы, обнажая самые низменные человеческие инстинкты.

Различные путеводители по Риму предоставляют достаточно много информации об этом грандиозном памятнике античной архитектуры. Однако некоторые интересные факты, связанные с его двухтысячелетней историей, остаются без должного внимания.

Факт № 1: Колизей построили иудеи

Этот исторический факт подтверждает латинская надпись, высеченная на мраморной плите, найденной в 1813 году: «Imp(erator) Caes(ar) Vespasianus Aug(ustus) amphitheatrum novum ex manubis fiery iussit» , что на современном итальянском звучит примерно так: «Император Веспасиан Цезарь Август возвел новый амфитеатр доходами от добычи». Здесь подразумеваются исторические события Первой еврейско-римской войны, произошедшие в 70 году н. э., когда Иерусалим был осажден и захвачен будущим императором Титом Веспасианом, а десятки тысяч пленников отправлены в Рим в качестве рабов. На каменных карьерах в Тиволи они добывали травертин для строительства Колизея и под руководством римских архитекторов и инженеров возводили его стены.

Факт № 2: Грандиозное сооружение возвели за 8 лет

Начинавший строительство в 70 – 72 годах Тит Флавий Веспасиан (9 – 79 гг.) успел увидеть только первые три яруса, а верхний уровень был завершен его сыном Титом. Об этом свидетельствуют документальные записи древнеримского государственного деятеля греческого происхождения Диона Кассия (155 – 235 гг. н.э.). В одной из записей его трудов в 80-ти томах, охватывающих более чем тысячелетнюю историю Рима, довольно подробно описываются инаугурационные игры 80 года.

Это интересно!

Арена (латин. Harena) – в переводе означает «песок». Площадка, на которой разворачивались баталии, обычно покрывали слоем песка, так как он быстро впитывал пролитую кровь, а чтобы она не так бросалась в глаза, песок заранее окрашивали в красный цвет.

Факт № 3: Название амфитеатра связано с поклонением дьяволу

Всем известно, что Колизей в Риме имеет официальное название – Амфитеатр Флавиев, названный так по родовому имени трех императоров Веспасиана, Тита и Домициана. Об этом извещает установленная на его стенах плита.



Считается, что более распространенное – «Колизей» – происходит от латинского «Colosaeus» и связано с колоссальной бронзовой статуей Нерона. Веспесиан, уничтожая Золотой Дом Нерона – Domus Aurea , тем не менее, не пожелал разрушить колоссальных размеров изваяние предшественника, отлитое по подобию Колосса Родосского в Греции. В монументе заменили только голову, дополнив ее солнечной короной, как у бога Солнца – Гелиоса. Воздвигнутая на новый постамент императором Адрианом в 126 году скульптура, на протяжении последующих столетий располагалась неподалеку от амфитеатра Флавиев и, по мнению многих историков, впоследствии дала название этому величественному сооружению.




Сегодня ничего не осталось от колосса Нерона, за исключением остатков пьедестала недалеко от Колизея. Возможно, статуя была разрушена в 410 году во время разграбления Рима или при одном из землетрясений.



И хотя последнее, документально подтвержденное упоминание о статуе зафиксировано в Хронографии 354 года, некоторые факты допускают, что она все еще существовала и в средневековье.

Это интересно!

Датируемая VIII веком известная пророческая эпиграмма римско-католического монаха Святого Беде Достопочтенного (672 – 735), прославляющая символическое значение статуи, гласит: «Quamdiu stat Colisæus, stat et Roma; quando cadet colisæus, cadet et Roma; quando cadet Roma, cadet et mundus», что в переводе звучит примерно как «До тех пор, как Колосс стоит – будет и Рим; когда Колосс падет – падет и Рим; когда Рим падет – падет весь мир». В этой цитате «colisaeus» неправильно соотносят с Амфитеатром Флавиев.



Однако существует и менее распространенная версия происхождения названия, о которой знают не все. Так, в середине XIV века Armannino Guidice из Болоньи утверждал, что Колизей в Риме, долгое время занимавший одно из центральных мест в языческом мире идолопоклонничества, являлся сердцем некоторых сект магии и средоточием поклонников дьявола. Согласно его интерпретации, в основе появления названия лежит латинская фраза, которую задавали при входе в средневековые руины амфитеатра – «Colis Eum ?» , то есть «Вы служите ему?», имея в виду дьявола.

Колизей - это самый огромный из древнеримских амфитеатров, ставший символом Рима. Развалины этого чуда архитектуры, созданного в I веке нашей эры, до сих пор привлекают в столицу Италии миллионы восторженных любителей древности. Первоначально Колизей имел название Амфитеатр Флавиев - по имени императоров, которые его воздвигли. Начал строительство императором Веспасианом в 72 году, а завершено оно было в 80 году его сыном Титом.

Нынешнее название утвердилось за Колизеем начиная с VIII века. Произошло оно либо от колоссальности его размера («colosseum» - большой, огромный), либо от того, что поблизости стояла гигантская статуя Нерона - колосс, воздвигнутый императором в честь самого себя.

Как и другие амфитеатры в Риме, Колизей имеет форму эллипса, в центре которого размещена также эллиптическая арена, а вокруг нее расположено множество мест для зрителей. От всех аналогичных сооружений Амфитеатр. Стены Колизея построены из крупного травертинового мрамора, который добывался в соседнем городе Тиволи. Для отделки стен с внутренней стороны использовался местный туф и кирпич.

С внешней стороны Колизея расположены три яруса арок. Изображения сохранившихся древних монет рассказывают о том, что в пролетах арок между ярусами давно когда-то стояли статуи. Зрители входили в амфитеатр через арки на нижнем этаже и по лестницам поднимались на свои места на трибунах, расположенных вокруг всей арены в виде рядов из каменных скамей.

Нижний ряд под названием подий, предназначался только для императора, его семейства и сенаторов, причем у императора было кресло выше, чем у других. Подий отделялся от арены высоким парапетом, чтобы исключить возможность нападения на зрителей, выпущенных на арену животных. Кроме того, правитель с его приближенными имели отдельный вход.

Далее за привилегированным первым рядом следовали места для остальной публики, образующие три яруса. Первый ярус состоял из 20 рядов скамей и был предназначен для городских властей и лиц, принадлежащих к сословию всадников. На втором ярусе, состоявшем из 16 рядов скамей, располагались люди, имеющие права римского гражданства. Скамьи третьего яруса были размещены на более крутой наклонной поверхности, на них собирались зрители из низших сословий. Второй и третий ярусы были разделены довольно высокой стеной.

Снизу зрительские трибуны поддерживались мощной сводчатой конструкцией с проходными коридорами, комнатами технического назначения и лестницами, которые вели в верхние ярусы. Под ареной были устроены клетки для зверей. Кроме того, там располагались множественные стены и столбы, которые служили поддержкой для арены и разделяли пространство под сценой, где готовились к выходу выступающие. Назначение многих из этих конструкций до сих пор не известно. Колизей вмешал в среднем около 50 тысяч зрителей. В честь его открытия были устроены грандиозные игры, которые продолжались 100 дней, в ходе их друг друга растерзали 2 тысячи гладиаторов и множество диких зверей.

Императоры считали своим долгом предоставлять народу зрелища для веселья, поэтому посещение Колизея было бесплатным. Перед входом также бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба. Отсюда пошло выражение «хлеба и зрелищ». Среди зрителей можно было увидеть и немало женщин, которые были большими поклонницами кровавых сражений.

Первым номером программы Колизея, как правило, были клоуны и калеки. Затем приходил черед боев гладиаторов и зверей. Эти битвы были невообразимо жестокими. Для участников сражений с арены существовало два выхода: путь жизни и смерти. Через один арену покидали победители, через другой выносили побежденных.

В Колизее была установлена сложная гидравлическая система, с помощью которой для некоторых представлений сцена заполнялась водой.

Амфитеатр пострадал от сильного пожара в эпоху императора Макрина, но позже был реставрирован. В 405 году императором Гонорием гладиаторские битвы были запрещены.

В период нашествия варваров Колизей пришел в запустение и начал разрушаться. В XI XII веках он использовался знатными римскими родами как крепость. Они вели активную борьбу за власть, и Колизей был в ней символом господства, обязательным атрибутом правителя. Император Генрих VII подарил Колизей римскому сенату и народу.

Постепенно интерес народа к Колизею угасал, и в какой-то момент на него стали смотреть как на место добычи строительного материала. Папа Павел II на рубеже XV-XVI веков разобрал часть Колизея для постройки так называемого венецианского дворца. Значительная часть амфитеатра, к счастью, уцелела, хотя здание в целом имело очень плачевный вид. Папа Сикст V собирался употребить Колизей для организации суконной фабрики, а папа Климент IX превратил Амфитеатр Флавиев в завод для добывания селитры.

В середине XVIII столетия Колизей взял под свою защиту папа Бенедикт XIV. Он посвятил его Страстям Христовым как место, где пролилась кровь многих христианских мучеников. Бенедикт приказал водрузить посреди арены колоссальный крест, вокруг которого должны были разместить целый ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и распятия Спасителя.

Крест и алтари были убраны из Колизея только в 1874 году. В дальнейшем главы католической церкви заботились о невредимости сохранившихся частей здания. В XVIII веке исследователи приблизительно рассчитали количество строительного материала, понадобившегося для постройки амфитеатра. Выяснилось, что, дойдя до наших дней, он лишился двух третей своих истинных размеров.

В наше время Колизей охраняется итальянским правительством, которое взяло инициативу вместе с учеными-археологами установить многие обломки сооружения на прежние места. В XX веке под ареной были произведены новые раскопки, в ходе которых обнаружены ранее не замеченные подвальные помещения. К сожалению, и в наше время Колизей разрушается, несмотря на все старания людей защитить памятник древности. В фундамент здания просачивается дождевая вода, и средство прекратить это до сих пор не найдено.

Загрязненная выхлопными газами автомобилей атмосфера негативно влияет на каменную кладку Колизея. Наибольший вред наносит вибрация от интенсивного городского движения. Все это привело сооружение в критическое состояние. Архитекторы планируют осуществить полную реставрацию и восстановление аркад с помощью водонепроницаемого раствора, и даже восстановить бывалый вид деревянного пола арены, на которой в древние времена сражались гладиаторы.

Несмотря на все испытания, которые пережил Колизей и которые неизбежно влияли на его состояние, несмотря на утерянное богатство внутреннего и внешнего убранства, амфитеатр и в наши дни производит огромное впечатление своей спокойной величественностью и монументальностью. Легенда говорит, что пока стоит Колизей, будет стоять и Рим, а пока будет стоять Рим, будет стоять мир.

Видео про Колизей

Loading...Loading...