Озеро Иссык-Куль в Кыргызстане: где жить и что смотреть. Путешествие на автомобиле вокруг Иссык-Куля (Киргизия) самостоятельно Путешествие вокруг иссык куля

02. Северное побережье Иссык-Куля обжитое, и его смело можно назвать главным источником доходов от туризма в Киргизии. Здесь много пансионатов, домов отдыха, или просто пляжей. Да и населенных пунктов значительно больше чем на южном побережье, которое соответственно считается менее населенным, более диким, а потому интересным!) Немного цифр об озере: Протяженность береговой линии 688 км, средняя глубина 278м, наибольшая - 702м. Площадь зеркала воды 6232 км2. Протяженность с с запада на восток (по длине) - 182 км, с севера на юг (по ширине) - 58 км. Расположено на высоте 1609 м над уровнем моря. Среди высокогорных озер, занимает второе место в мире по площади зеркала, после озера Титикака в Южной Америке. По глубине занимает 7-е место в мире.

03. Итак, наш путь лежал на восток, к городу Каракол (бывший Пржевальск ).

04. Вокруг красота неописуемая.

05. С обоих сторон озеро окружают горы, высота которых достигает 3000 метров над уровнем озера. Поэтому многие вершины круглый год покрыты снегом.

06. Поселки пробегают один за другим, но одно привлекло наше внимание. Как известно, столица Киргизской ССР, называлась Фрунзе (нынешний Бишкек). Теперь так называется небольшой поселок на северном побережье озера Иссык-Куль.

07. Казалось мы уже привыкли к здешним пейзажам, и тем не менее, опять остановка для фотосессии.

08. Дорога немного уходит в сторону от озера, проезжаем через Каракол (о нем расскажу завтра ),

09. наслаждаемся теперь уже южными видами озера Иссык-Куль. Вид на горную гряду Терскей-Алтау, входящую в состав северного Тянь-Шаня.

10. Дорога на южном побережье, чуть похуже, но вполне комфортная.

11. На растоянии 15 км, от Каракола расположен поворот (левый) на так называемый курорт Джеты-Огуз, где расположено самое прекрасное ущелье в Киргизии - Семь быков.

12. Забегая немного вперед покажу окрестности ущелья Семи Быков (будет отдельный рассказ ).

14. Наконец дорога вплотную подходит к озеру.

15. Находим пустынный пляж (где-то за поселком Джениш) и наслаждаемся прохладой освежающего озера.

16. Вода достаточно теплая, настоящий курорт! Немного отдохнув, набравшись сил, едем дальше.

17. Пейзажи вокруг не утомляют!)

18. Конечно же, на южном берегу озера есть села и поселки. Их гораздо меньше чем на северном, но они есть. На фото вдалеке виднеется поселок Тамга

19.Дорога здесь довольно пустынна, благодать! Едешь и наслаждаешься видами.)

20. После поселка Тамга дорога проходит пустынным, диким берегом вдоль самой кромки берега озера.

21.

22. Появляются отвесные скалы, похожие на каньоны.

23. Невысокие, нависающие над дорогой.

24. Советская инфраструктура.

25. Где-то за этими горами, в советский период времени находились урановые рудники, которые по некоторым сведениям сегодня закрыты. Впрочем, все что связано с ураном, как известно скрыто от глаз любопытных...) В советские времена некоторые здешние села и поселки городского типа относились к так называемым ЗАТО, и были спрятаны от любопытных глаз в стороне от дорог. Что там сегодня? Увы, не знаю.

26. А озеро - "шепчет"...)

27. Признаюсь, понятия не имел что здесь может быть так красиво!

28. Знал бы, приехал бы сюда давно уже!)

29.

30. Внезапно, среди безжизненной пустыни нам встретилось нечто. Сооружение какого-то значимого национального памятника. Но ни табличек, ни надписей, никаких.

31. Рядом, расположена с виду старинная башня, знаменующая что-то... Кто знает что это?

32. По обе стороны от памятного знака, расположены металлические и деревянные объекты пирамидальной конструкции.

33. А напротив, прямо на берегу озера расположен объект огражденный впечатляющим забором и красивыми воротами. Все закрыто, никого нет, не у кого спросить... Очень похоже на что-то вроде национального культурного центра.

34. После поселка Каджи-Сай, каменные скалы отходят в сторону открывая вид на пустынную но весьма привлекательную долину,

35. за которой хорошо проглядывается впечатляющая многослойность здешних гор!

36. Где-то там на противоположном северном берегу находиться Чолпон-Ата, откуда мы сегодня утром выехали.

37. Наслаждаемся вечерними видами,

38.

39.

40.

41.В поселке Боконбаево, пришлось познакомиться со здешними гаишниками...) Расслабился, привык к диким местам, и штраф... Надо сказать, что гаишники на постсоветском пространстве везде одинаковые, радуясь случаю (московские права ), офицер начал торг с тысячи сом, закончил, помоему четырехстами (270 руб, превышение скорости в населенном пункте более 40 км). Довольные друг другом (!), мы пожали руки и расстались как настоящие друзья!) А после поселка началась дорога-сказка, через интересный перевал Кескенбель.

50. Там же, борясь с тучами комаров, мы решили выбраться из машины на последнем в нашем путешествии южном берегу Иссык-Куля. Где-то за горизонтом скрыт город Балыкчи, который уже находиться на северо-западном берегу озера.


Последние 150 километров, мы промчались в сплошной тьме, при достаточно интенсивном движении (от Балыкчи до Чолпон-Ата ). Позади более 700 км впечатлений по одному из самых интересных мест, где я бывал до сего дня. А я много где был...)
В ближайшие дни расскажу о городе Каракол и об ущельи Семи Быков, так что не переключайтесь!)

Свежий обзор

Tri-City Park расположен в городке Плаценсия, граничит с Фуллертоном и городком Бреа. Все эти населенные пункты входят в округ Orange County, что на юге Калифорнии. За все то время, что мы пробыли здесь, мы так и не разобрались, где кончается один город и начинается другой. Да и, наверное, это не так важно. Они не очень-то отличаются архитектурой и история у них примерно одинаковая, и парки в доступной близости. В этот мы тоже отправились пешком.

Случайные записи

После описания отеля, как и обещал, расскажу, про пляж и море. У нашего отеля, как и понятно из названия — был свой собственный пляж. Ну немножко не собственный, а один огромный на три или четыре отеля. Но шезлонги и зонтики бесплатные, море и песок чистые. Открывается пляж в 9 утра. Закрывается в 6 вечера.

Солнце в мае уже довольно суровое. Обгораешь довольно быстро. Но море еще приятное — теплое, но не горячее. В общем купаться — хорошо. Медуз кстати тоже не было — уж не знаю, когда у них там сезон.

В этом году 1 сентября выпало на воскресенье, добавив еще один день к каникулам. Вот мы и решили как-то по особому отметить этот день с внуками. Утром, после завтрака я предложила поехать в горы: на Медео или на Коктюбе. Но к моему удивлению получила категорический отказ в два голоса. Полина мотивировала отказ тем, что у нее нет кофточки, а в горах холодно. Я сказала, что найду ей что-нибудь теплое. Но она заявила чисто по женски, что в чем попало она не поедет. Максим просто молчал и смотре в монитор компьютера. Я была просто в шоке, вспоминала свое детство, когда любая прогулка с родителями, которая сулила какое-то развлечение, или хотя бы мороженое, была праздником для нас. Дааа уж, слишком много развлечений у нынешних детей. Не сказать, что я обиделась, но какой-то осадок в душе остался. Пошла было на кухню, ставить курицу в духовку, как, наконец-то, Максим изрек:"Вообще-то можно и поехать". Дело, правда, было к обеду, на улице тепло и можно идти без кофточки, поэтому и Полина быстро согласилась. Пока никто не передумал, мы за пять минут собрались. Далеко ехать уже не имело смысла и мы двинули на Коктюбе.

Летом этого года мы с мужем совершили еще один вояж — в Грузию. Оказывается он с детства мечтал там побывать и тщательно скрывал это, лежа на диване и смотря передачи по телеку про путешествия. Я, правда, вполне его понимаю, когда по долгу службы приходится кочевать по бескрайним просторам Казахстана, жить не всегда в комфортных условиях, вернее, всегда в некомфортных условиях, да еще к тому же выполнять работу. Вернувшись домой и растянувшись на диване, не очень хочется собирать чемоданы, куда-то ехать, чтобы посмотреть на древние руины или диковинные места. Мы и здесь видели многое, чего, возможно, не видели те, которые путешествуют по заграницам. Но когда выходишь на пенсию, появляется свободное время и совсем другие мысли, вспоминаешь о своих детских мечтах. И если сегодня ты их не воплотишь в реальность, то завтра можешь и не успеть, время работает уже не на нас.

Наконец, весной 1949 года наступил день, когда были убраны последние леса. Создатели архитектурного ансамбля ещё раз обошли и внимательно осмотрели всё сооружение. Все недостатки, подмеченные ими, были исправлены за тот короткий срок, который оставался до дня официальной сдачи. В состав приёмной комиссии наряду с советскими архитекторами и деятелями изобразительного искусства входило несколько руководящих товарищей из СВАГ.

У нас осталось несколько дней до отъезда домой и мы уже достаточно посмотрели городов, городков и даже деревень. Но остался еще один, значительный для Саксонии-Ангальт, город — Галле (мне так привычнее, ну я училась еще "до исторического материализма", вернее, при нем, когда всю топонимику на картах писали у нас в русской транскрипции. А училась я на географическом факультете, и эту топонимику, или как у нас она называлась — номенклатура карты, мы сдавали еженедельно и с пристрастием. Так что, для меня до сих пор эти объкты значатся как Галле и Гарц и точка).

Немного расскажу об отеле в Шардже. Выбирали мы отель недорогой и с собственным пляжем. И в общем-то нам все понравилось, кроме отсутствия алкоголя, но это конечно не проблема отеля, а проблема Эмирата Шарджа в целом.

Чтобы придумать встретить Новый год на озере Иссык-Куль в Кыргызстане, где, как и в Казахстане, в эту зиму аномально низкие температуры и вообще снег, и штормовые ветра, нужно быть взрослым человеком. И нужно быть адекватным человеком, чтобы придумать поехать вокруг него на велосипедах:) И вот незадача - желающие всё равно нашлись:)
Пятеро людей, объединённых общей целью небанального празднования наступления 2013 года, купили билеты на поезд Барнаул-Бишкек. Преодолеваем две государственных границы (Россия-Казахстан, Казахстан-Кыргызстан), четыре таможенных контроля, удивлённые взгляды и вопросы: "А это что? Велосипеды? Зачем? А вы знаете что там снег? А вы знаете какое расстояние вокруг озера? А сколько стоит велосипед? А что у вас вот в этом пакете? Вам платят за поездку? Вы спортсмены? А чо летом не поехали?"
Летом ездят все. А мы едем зимой, и как оказалось, даже киргизы не знают, что на самом деле вокруг озера, из-за его солёности, создаётся особый микроклимат и всегда примерно на 10 градусов теплее, чем в том же Бишкеке, из которого к озеру ведёт трасса через Боомское ущелье. Снега нет в юго-западной части вовсе. Про северо-восточную часть мы имели немного информации: большей частью виды с горнолыжного курорта в Караколе. Но это даже интересно - узнать, как там обстоят дела и увидеть всю красоту одного из больших и глубоких озёр мира!
Стартуем из с. Балыкчи, до которого из Бишкека добрались нанятым автотранспортом, чтобы поместились наши рюкзаки и велосипеды.

Первый ходовой день был настолько солнечным и тёплым, что казалось нет ничего лучшего, чем 30го декабря ехать на велосипеде по асфальту и видеть огромные горы немного вдалеке. Абсолютно летнее настроение, расстёгнутые куртки и широкие улыбки, мы летели на восток. Первая часть маршрута проходила по южному берегу. Южный берег отличается меньшей заселённостью. Здесь мало деревень, редко встречаются пансионаты. И большая часть этих здравниц заброшенная.
Мы плотно позавтракали, на обед купили лепёшек и сыр. Ужинать собирались в красивом месте рядом с горячими источниками.
1.

2.

3. Ак-жол - Светлый Путь!

Иссык-Куль замерзает зимой лишь частично в северо-восточной своей части и иногда у берега немножко льдинок окажется. В целом, озеро остаётся притягательным водным объектом. Он так же, как и летом, сияет, плещется и пускает барашков. Точно так же, как летом. Только зимой. :) Температура волны плюс 4.
4.

Автомобильный поток почти отсутствует, если не считать редкие камазы, фольксвагены с диванами на крыше и тележки с осликами. Много машин появляется всегда около крупных посёлков и начинают проноситься мимо, как будто сидели где-то за кустом и ждали. И в отличие от лета, даже если машины проезжают быстро рядом, они не доставляют никакого дискомфорта в виде пыли. И ветер не холодный.
Какие здесь автомобили, о-о, мы о таких уже забыли: грузовики и бьюики очень много старых-престарых вольво, мерседесов, бээмвэ, москвичей. Этакое бэк ин Ю-Эс-Эс-Эр.
5.

Темнеть в Иссык-Кульской области начинает около 17.30. Точнее, в это время начинается обалденный закат. И главное, оказаться в этот момент в нужном месте, чтобы рассмотреть его получше.
Заметила одну особенность, чем больше ездишь по разным городам, деревням и в целом странам и местностям, тем одинаковей становится всё вокруг. Одинаковые дома (крыша, забор, застеклённые балконы), одинаковые люди (даже, не смотря на расовые различия), одинаково устроенный быт (либо очень богато и вычурно, либо по-простому), одинаково лают собаки, одинаково наливают чай и вот это дерево на обочине я уже где-то видела. Есть, конечно, одна-две отличительных черты, которые формируют образ местности. В Кыргызстане, например, это лепёшки. Но ЗАКАТЫ и РАССВЕТЫ - это всегда КАК В ПЕРВЫЙ РАЗ. Захватывает, восхищает, поражает и хочется смотреть бесконечно! Ведь каждая следующая секунда не повторит цвет, тень и вообще красоту происходящего. И пусть кто-то едет за туманом, я буду ездить, чтобы увидеть зарю и закатное солнце в новом месте.
6.

7.

8.

Представьте на этом пляже сотню человек и расплавляющую жару. Скучно. Другое дело - пустынный берег, утки, которые разбудили нас кряканьем и, если бы горячий источник находился чуть ближе к озеру, мы бы остались там и купались бы попеременно в Иссык-Куле и источнике. Местечко под названием Барбулак. Ночёвка в летнем домике зимой нам обошлась в 30 сомов с человека. В сервис включена газовая плита, чайник и обогреватель, который разрешено включить на ночь в розетку. Но, т.к. электричество во многих посёлках отключают на ночь, то смысла в этом приборе нет никакого. Надышим.
9.

10.

11.

12.

13.

14.

31 декабря по плану у нас обязательная "дикая" ночёвка. Значит, никаких домиков, людей вокруг и желательно на берегу озера. Набрав немножко высоты для преодоления перевальчика, поглядели вдаль. Скоро дорога вновь из междугорья приблизится к берегу. Настолько близко, что ставить палатку у озера будет не совсем комфортно. Поедем, посмотрим. Ещё тортик нужно приготовить и закат поглядеть в нужном месте. Потом достать бенгальские огни и решить по какому часовому поясу бьют куранты. Были предложения, как космонавтам, встречать новый год несколько раз: по московскому, по барнаульскому, и для страдающих бессонницей - по кыргызскому.
15.

16.

17.

18.

Тянь-Шань окружает Иссык-Куль хребтами Кунгёй-Ала-Тоо на севере и Терскей Ала-Тоо на юге. Мы пока едем по южной части. В ущелья не сворачиваем, т.к. цель похода - не замёрзнуть в снегах, а проехать вокруг береговой линии, замкнув колечко. Не исключено, что кто-то из нас сюда ещё вернётся в другое время года и проедет где-то тааааам, по тропочкам хребта.
19.

20.

Жаны жылыныздар менен!
Никто из местных так ни разу нам не сказал. Зато от каждого ребёнка, который видел нас и умел говорить, мы слышали: "Хэллоу! Хэллоу!"
"Хэппи нью ирррр!!"
Иногда мы молча косили под американцев и проезжали мимо, но когда ответишь им: "Привет!" или "Здрасьте", они очень удивляются. "Вы русские?" "Это хорошо" И угощают яблоками сверх уплаченной суммы. И настойчиво предлагают купить торт. Там вообще предновогодний культ тортов. Некоторые деревни даже называются Торт-Кул. Каждый уважающий себя киргиз покупает по два торта. Торты продаются на уличных базарах, из автомобилей прям на дороге и причём их гораздо больше, чем население деревень.
21.

22.

23.

24.

Одеваются там в основном по-европейски. Молодёжь ходит исключительно в зауженных джинсах, кожаной куртке и ярких ботинках. Парни. При этом они могут в таком виде идти за водой к колонке или стоять с лопатой. Девушки на высоких каблуках, в коротких курточках. Но выглядят не гламурно и противно, а вполне естественно. Взрослые одеваются попроще. И в продолжение темы, о том, что мне кажется всё везде одинаковым - передаю привет китайцам! Абибас!
25.

26.

27.

После Боконбаево дорога катапультировала нас на Марс. И благодаря многим космическим случайностям был найден наиболее подходящий закуток для размещения палаток, организации праздничного ужина и глобального уединения. В завершении тяжёлого года Вселенский Дед Мороз сделал очень тёплый и душевный подарок. ЗАКАТ, костёр и баночка манго:)
28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

В несуществующий для некоторых день, 1 января, Природа немножко хмурилась. Справа расположились прекрасные "грандканьонные" красноглинистые горы, за которыми возвышались снежные вершины. Иссык-Куль очень шумел. На другом его берегу проглядывались очертания шикарных, не менее снежных, гор хребта Кунгёй Ала-Тоо. Пасмурность не позволила снять всё в прекрасном виде, но через два дня мы доберёмся к ним поближе.
39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

Любимая буква в Кыргызстане - Ы. Почти в каждом названии деревни или другого объекта она встречается от 1 до 4 раз. Ысык-кёль, Кызыл, Чырпыкты, Балыкчы.
Очень весёлая страна. Ыыыыы:
48.

Детская колыбелька. Единственная мебель в доме молодой семьи в Покровке, где мы волею судеб оказались в первый вечер нового года.
Погодные и ландшафтные условия не позволили нам расположиться с палаткой и мы дали маху в населённый пункт, чтобы остановиться в гостинице. Оказалось, что она закрыта на ремонт. В глазах потемнело. Так всегда - только солнце сядет, сразу же становится темно и холодно.
Возле магазина старичок, которого жена тянула за рукав и отправляла домой, не остался равнодушным к нашей проблеме. "Холодно, - говорит, - и волки повсюду: не нужно в палатке ночевать. Сейчас найду вам жильё. Я бы и к себе пригласил, но (покосился на жену, которая уже отобрала у него авоськи с покупками и стоит грозно в сторонке), но у меня места совсем нет, некуда вам лечь будет."
После цепочки разговоров и звонков со стариком и продавцом магазина, мы отправились за уже молодым человеком.
Небольшой домик: прихожая и одна комнатка, куда как раз помещаются пятеро, лежащих на спине, туристов. Самое главное - печка! Молодой человек с женой и маленьким ребёнком, для которого и предназначена колыбелька, ушли к родителям в другой дом. Воду набирают в колонке. В тот вечер был самый вкусный ужин. А ночью нам был преподнесён сюрприз.
49.

50.

Утром мы увидели преобразование окружающего пейзажа. Если до этого впереди была осенняя дорога и пожелтевшие поля сбоку, то теперь всё стало по зимнему белым-бело! Снег выпал неслучайно. Ведь мы завершали южную часть маршрута и двигались на северный полюс берег.
51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

Перед поездкой, одна моя подруга сказала: "Молодцы, что на Ыссык-Куль на велосипедах, там красиво! Но ведь вы точно не доедете до Каракола, ведь снег же". Я тогда не стала отвечать, что через горно-лыжный городок мы проедем наверняка, потому что полностью обогнём всё озеро вокруг. Но как ехать по снегу на гружённом велосипеде - не представляла. Ладно, как оказалось, ехать не страшно и легко, но, ещё и переночевать на снегу можно! И тут правильно употребить именно "ночевать", а не "спать", т.к. не до сна было местами. :)
61.

62.

63.

64.

65.

После Тюпа, не очень хотелось ещё раз утаптывать сугробы и надевать всю одежду, чтобы уснуть. Поэтому мы загадали желание.
Проезжаем одну деревеньку, на противоположной стороне дороги у приоткрытой калитки стоит мужичок. Завидев нас, он поднял руку и прокричал: "Ван момэнт!" Мы по традиции ответили: "Здрасьте!" Он стал доставать из кармана простенькие, неровные, но обалденно ароматные яблоки. "У меня как раз пять штук", мужичок положил каждому из нас в руку фрукт.
Как вы можете догадаться это были самые вкусные волшебные яблоки в мире. :)
66.

67.

68.

69.

После посёлка Кутургу снег перестал лежать на полях, мы въехали в весну. Сбивающий с ног ветер на причале, ярко-зелёные ёлки на территории пансионата в Бостери и бирюзовая вода под яркими лучами солнца - я думаю это и есть признаки весны. Теперь мы видели знакомые горы на противоположном берегу, по которому ехали в той жизни. Т.к. прошло уже более полмиллиона секунд с начала нашей насыщенной поездки. А в походах каждая секунда неповторима.
70.

71.

72. Вся команда в кадре.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

С вегетарианцами и альтруистами очень удобно ездить в походы. Едят они всё и по-многу. Если ничего нет - не жалуются, потому что могут и мало есть. Но от вкусного не отказываются.
Процедура питания в кыргызской поездке была проста: завтракаем тем, что осталось после ужина. Половинкой лепёшки, например. :) и далее едем до ближайшего кафе, чтобы пообедать горячим. На ужин варим в котелке макароны, кашу или пюре из стратегических запасов, которые имеются в рюкзаках. Из напитков естественно чай, какао. Часто бывало так, что рассчитывая на хороший сервис азиатской страны, мы с утра проезжали километров 60, пока не попадалось на пути первое кафеси. И к нашей великой радости оно оказывалось закрытым:) Причём даже на курортно-развитой северной стороне Иссык-Куля.
- Не сезон, - подумал Штирлиц.
Цены, как в наших "узбечках": лагман - 90, чучвара - 60, чай - 40. Числа цен одинаковые, а вот стоимость получается меньше. Т.к. за один руль здесь дают 1,5 сома. Не рыбами, а бумажной или металлической национальной валютой. Таким образом, покушать в киргизских кафеси можно намного дешевле и вкуснее.
81.

В семь утра были на автовокзале Балыкчи. Раннее утро на Иссык-Куле было мрачным и холодным. Солнце взошло, но тучи делали свое дело. На площади перед автобекетом таксисты громко подзывали клиентов, очень старые бабушки расставляли вёдра абрикосов на поребриках, готовились к торговле. Мы неспешно собрались и выехали из Балыкчи в сторону южного берега. Мы планировали доехать до пос. Тосор, провести в нем три дня я начать подъем на перевал Тосор согласно первоначальному графику похода.


Из Балыкчи мы буквально вырывались - хотелось поскорее оказаться на природе и здраво оценить наше положение, сделать планы на будущее. Отъехав три километра от города, мы остановились, чтобы изучить карту. Тут рядом с нами остановилась русская женщина, опустив стекло автомобиля, она спросила: "Мальчики, зачем вы сюда приехали? Вы не знаете, что тут стреляют? Уезжайте. Ведь такие молодые еще". По заверению женщины, на Иссык-Куле вокруг да около идет раздел власти, погромы и разборки. В Нарыне, как утверждала водитель, тоже неспокойно. Слова женщины нас огорчили. Насколько мы были осведомлены, беспорядки на тот день будоражили только в Ошскою и Джалал-Абадскую области, которые находятся далеко от линии нашего маршрута. Сразу после неприятных новостей, мы почувствовали всю серость кыргызского утра, на моральном состоянии стала сказываться бессонная ночь, проведенная в автобусе. Озеро было невзрачным. Проехав без завтрака до 12 часов дня, мы остановились под урюком и наелись зрелых плодов.

После фруктового обеда был обед более питательный. Макароны с тушенкой на краю картофельной плантации восстановили силы и подняли настроение. Как же всё-таки влияет прием пищи на общий настрой! Тут же стало глубоко перпендикулярно до местных разбойников и революционеров. Через полчаса после макарон мы купили полведра абрикосов на краю одного из многочисленных прибрежных бедных поселков. Женщина-продавец приглашала нас на чай. Она вразрез полученной до этого информации сообщила, что на озере спокойно, в Нарыне и Бишкеке тоже никто давно не стреляет. Вот так, опрокинув ушат холодной, а потом и теплой информации, местные жители повлияли на наше настроение и стремление продолжать поход в задуманном ключе. Абрикосы кстати были дешевые, но зеленоватые. Сразу после покупки фруктов у женщины мы остановились, чтобы приобрести абрикосы у детей. В виде игры за 10 сом мы купили у детей 10 абрикосов.

К тому времени мы уже придумали новый маршрут. Было решено подстраховаться и не ехать в Нарын. Вместо этого мы запланировали объехать Иссык-Куль, через Кочкор подняться на озеро Сонг-Кёль, а затем через перевал Тёо-Ашуу перебраться в Бишкек.

Дорога на южном берегу озера заасфальтирована на всей протяженности от Балыкчи до Каракола, но качество асфальта… монголам, конечно, снится, но для россиян не приемлемо. Нам удалось понаблюдать за ямочным ремонтом дороги. Рабочие в оранжевых накидках в залитую битумом яму кладут асфальт и усердно прихлопывают его лопатой. На месте ямки появляется горка. Бугры - визитная карточка трассы Балыкчи-Каракол. До Боконбаево рельеф дороги непростой. Однажды свернув от берега, она петляет по холмам.

К слову, заночевали мы в тот день на берегу за поселком Кажисай. Ужинали в поселке. На 210 сом подали две больших порции лагмана, лепешку и чайник чая. Палатку поставили в семи метрах от воды. Не купались, но вымыться удалось. Ночью был сильный прибой, накрапывал дождь.

· Пробег за день - 115 км

· Время в пути - 6:30

На завтрак - гречневая каша, заваренная с вечера + тушенка. Всё утро, весь день моросило, ехали в дождевиках. В одном из поселков удалось за 80 сом купить ведро крупных спелых абрикосов. Пищеварительная система была в шоке, но мы не сдавались и ели абрикосы весь день. Вдоль дороги за заборами мелькают сады, в которых эти самые абрикосы растут.

В 10:30 За поселком Тосор встретили двоих француженок - сестер Софи и Одри. Они шли пешком из Кочкора через Нарын и Иссык-Куль в Бишкек. Вместе с ними путешествовал конь Garson. Мы не приняли их приглашение на обед и поспешили дальше, хотя сами в тот день так и не пообедали.

На ночевку встали рано из-за осточертевшего дождя. На выезде из крупного поселка Кызыл-Суу нашли густые заросли молодого клёна, за ними и поставили палатку. Спать легли в 18-00, поужинав лепешкой, абрикосами и арбузом.

· Пробег за день - 85 км

· Время в пути - 5:30

Позавтракать решили в Караколе, за полтора часа добрались до города. Дважды заезжали в кафе, чтобы поесть ашлямфу. 15 сом за порцию.

Был воскресный день, на пути из Каракола в Тюп одна за другой нас обгоняли машины, везшие скот. Кони, бараны, коровы разлетались на рынках Каракола, как горячие пирожки. Местные ГИБДДшники были рады такому наплыву нестандартного груза и останавливали каждую такую машину для проверки документов. За Тюпом остановились в природном парке, отдохнули, съели две дыни. В прибрежных поселках есть водопровод. Сразу почувствовалось, что северный берег более развитый, чем южный. На севере и магазины, и заправки, и люди славянской внешности.

В полдень остановились на обед с целью высушить намокшие за предыдущий день вещи. На выкошенной полянке невдалеке от березок разложили всё от носков до спальных мешков и принялись готовить обед. Тут Костя заметил велосипедиста с рюкзаком, педалившего в сторону Каракола. Костя выбежал на дорогу. К тому времени велосипедист припарковался у обочины. Брат жестом позвал его к нам, но тот в одно мгновение сорвался и уехал дальше. Испугался. Через 5-7 минут я увидел второго велосипедиста, ехавшего в том же направлении. В спешке я выбежал на дорогу и тем же жестом, что и Костя, позвал велотуриста. Тот мигом повернул в нашу сторону. Он оказался тайландцем и был в пути девятый месяц, а испуганный велобайкер был его другом. Вместе они ехали из Тайланда через Китай, Лаос, Камбоджу, Индию и Пакистан. Они планировали закончить поход в сентябре в Узбекистане. Маршрут был проложен через пер.Тосор и Сонг-Кёль. Тайландец с удивлением разглядывал наши вещи, разбросанные на траве, заглянул в нашу кастрюлю и уехал. Он является участником какой-то экологической экспедиции в поддержку орангутанов и предотвращения глобального потепления климата. На его велорюкзаке были соответствующие наклейки.

Не доезжая Ананьево, на краю одного из поселков встретили автостопщика из Питера - Шурика (Тут его можно найти). Вместе заночевали на берегу озера. Было тяжело найти дорогу к воде. До берега, среди трясины, дорога одна.

Вечером немного искупались, хотя дно очень пологое, вода из-за сильной волны была мутная.

В темноте на замечательной горелке Санька приготовили ужин, долго жгли костер и слушали рассказы нового знакомого о его поездке в Памир. Кстати, именно после этих рассказов мы и решили съездить на Памир в следующем году.

· Пробег за день - 95

· Время в пути - 6:40

Ночью шел небольшой дождь, но утром небо прояснилось, озеро успокоилось. Завтрак готовили уже на нашей горелке. Это был последний раз, когда она хоть как-то фурычила, хотя до того момента горелка работала без перебоев. Попрощавшись с Саньком, мы поехали обратно на дорогу, выезд занял 15 минут. А Санёк, как выяснилось позже, прожил на этом месте восемь дней. Пока ведро абрикосов не доел.

В следующем после стоянки поселке купили сим-карту "Мегаком за 120 сом. За поселком звоним домой. Оказалось, что наши билайновские сим-карты в Кыргызстане звонки и смс-сообщения не принимали.

Приехали в Ананьево и были удивлены этим селом. Основное средство передвижения жителей - велосипед. На нем ездят все - и мужчины, и женщины любых возрастов, и тем более дети. В основном ездят на старых "Уралах". В Ананьеве (село названо в честь бойца, воевавшего под руководством Панфилова и погибшего при обороне Москвы) заехали на рынок, где купили арбуз и жарма (национальный напиток из забродившей смеси талкана с водой). За поселком в небольшом чистом парке остановились на обед. В Ананьево много русских, на окнах домов есть ставни, это говорит о том, что хозяин точно не кыргыз. Как нам сказали позже, в селе также много германцев. Мы вовремя выехали из села, так как через считанные минуты его накрыла дождевая туча. Нас же всю оставшуюся часть дневного пути нещадно жарило солнце.

В Чолпон-Ату приехали в 14-20. Качество асфальта улучшилось на глазах. Он был идеальным и начинался ровно от границы туристической столицы озера. Кое-где велись дорожно-ремонтные работы, но работники не утрамбовывали асфальт с помощью лопаты - в их руках была виброплита. В Чолпон-Ате зашли в давно известные нам магазины (мы бывали в городе дважды до похода), купили продукты на вечер. Обедали мы в нескольких метрах от дороги, сидя на траве и прислонив велосипеды к низкой ограде клумбы. Сами себе мы напоминали бомжей с велосипедами, и эта мысль вызывала уважение к самим себе.

На ночевку остановились, не доехав пары километров до поселка Чон-Сары-Ой, на берегу озера. Дно на месте стоянки было каменистым, берег был довольно грязным из-за большого количества людей, отдыхавших когда-либо на том месте. Так и не искупались. Однако мы нашли ровную площадку, покрытую газоном. На ней и поставили палатку. Пробираясь через колючки к месту стоянки, я проколол заднее колесо. В то время, когда Костя готовил ужин, я клеил камеру.

· Пробег - 95

· Время в пути - не считали

Выехали без завтрака. В Чон-Сары-Ой на 100 сом купили полукилограммовый рулет, в глубоком кювете запили его лимонадом и поехали дальше. Организм больше и не требовал. Перед ТамчЫ (да, местная орфография поражает) купили две дыни, это был наш обед. Обедали на поляне в тени высокого пирамидального тополя и наблюдали, как два ослика вдалеке от нас мирно валялись на земле. Они чесали спину и бока, поднимая клубы пыли.

Стояла необыкновенная жара, дорога давалась тяжело. В Балыкчи приехали в 14-30, на кольце свернули налево и выехали в сторону Орто-Токойского водохранилища. Заночевали в ущелье на берегу р.Чу. Вечером поднялся сильный ветер, прошел небольшой дождь.

Можно вкратце описать природу Иссык-Куля, вокруг которого мы объехали. Западный и юго-западный берега пустынные. Растительность скудная, рек, впадающих в озеро очень мало. Открытых водоемов с пресной водой практически нет. Юго-Восточный берег влажный и плодородный. Главный туристический поселок южного берега - Кажисай. Восточный и северо-восточный берега имеют влажный климат. Годовой объем осадков там самый высокий на территории Иссык-Кульской котловины. Богатая растительность и достаточное для комфортных путешествий количество пресной воды. Северный берег от Каракола до Балыкчи иссушается. Оптимальный для отдыха и туризма климат Чолпон-Аты и Бостери дает право этим поселкам быть туристическим центром Северного берега. По многим причинам Северный берег более популярен среди туристов, чем южный. Это и природное разнообразие, и существующая туристическая инфраструктура.

Как стало известно в момент написания отчета, Китай подписал договор с Кыргызстаном о строительство дороги вокруг Иссык-Куля, поэтому описания дорожных ухабов на берегу озера могут уйти в лету уже через пару лет.

· Пробег за день - 70 км

· Время в пути - 5 часов

Почему вокруг Иссык-Куля? Красивейшая природа Кыргызстана, относительно не большое расстояние и самое главное - это ещё не покоренная нами дорога. Путешествие длилось 6 дней, с 18 по 24 августа 2008 года. Маршрут: Алматы — Балыкчы - кольцо вокруг озера Иссык-Куль - Балыкчы — Бишкек - Алматы. Общее расстояние: около 1500 км.

Поездка заранее была тщательно запланирована и нарисована карта маршрута. Тремя цветами указан запланированный маршрут. Ехали мы строго по схеме. В это время у меня не было ещё GPS навигации, ориентиром были названия поселков и распечатанная "штаб" карта на бумаге. Поездка началась с невиданным адреналином и нечто радужным на горизонте представлений. Были и кое какие опасения в плане безопасности в чужой стране, но сила оптимизма и решительности взяла верх.

Схема маршрута

Мы отказались от услуг туристских автобусов и отдали предпочтение личному легковому автомобилю Toyota Cresta, что бы посетить все места вокруг Иссык-Куля и быть полностью независимыми туристами.

Выехали из Алматы вечером, к утру прошли границу Кордай. Проехали ещё 150 км по Кыргызстану через Чуйскую долину и перевал Боом. Перед Иссык-Кулем сделали остановку в городе Былыкчы (бывший Рыбачье). В этом городе, на транспортном кольце было заложено условное начало нашего путешествия вокруг Иссык-Куля, с кольца уезжаем и возвращаемся суда же с другой стороны, тем самым замыкая кольцо вокруг озера. Не далеко от этого кольца, на возвышенности стоял памятник Николаю Михайловичу Пржевальскому, смотрящему в нашу сторону и словно давая напутствие в дальнюю дорогу от лица первого исследователя природы Центральной Азии.

Всё было по плану. Мы начали описывать кольцо вокруг озера двигаясь от города Балыкчы по северному берегу в восточном направлении. Первую остановку для ночлега мы сделали на базе отдыха "Жетыген" в селе Бостери. Это была точка под номером 1 на схеме маршрута. В базе отдыха мы с трудом договорились арендовать один маленький домик с двумя комнатами. Обычно домики туристам сдают минимум на три дня, пришлось заплатить немного больше. Такие странствующие туристы как мы тут встречаются крайне редко. Большинство едет со стандартной схемой отдыха - пляж, пляж, одна поездка с турфирмой в горы и снова пляж... Лично для меня это самый скучный отдыха, люблю я движение и дорогу.

Иссык-Куль - озеро с солёной водой, находящееся в горной местности республики Кыргызстан. Одно из самых посещаемых мест туристами из городов Бишкек (около 200 км) и Алматы (около 500 км), а также Россиян. Впадает около 80 рек, выпадает из озера ни одной. Иссык-Куль считается курортным местом со своим микроклиматом. Наибольшая глубина около 600 м. Климат - смесь кристально чистого воздуха, озера и запаха ёлок.

Это путешествие я вспоминаю 4 года спустя, иллюстрированные фотографии сделанные в этой поездке, пришлось восстанавливать с испорченного архивного DVD диска и с вторичной обработкой. К сожалению восстановить фотографии получилось не все, но основные все таки опубликованы. Сохранился фильм, снятый в этом путешествии.

Вид на Иссык-Куль со стороны базы отдыха "Золотые пески"

Пирс базы отдыха "ЦТ-Алматы"


Автопортрет

Колесо обозрения на базе отдыха "Золотые пески"

Наступило утро. Мы собрали вещи и поехали дальше в том же восточном направлении по северному берегу от точки № 1 к точке № 2. Предстояло доехать за 1 день с учётом остановок. Очень красивая и живописная дорога в створе высоких тополей, часто встречались сёла. Иссык-Куль был по правой стороне и иногда совсем рядом от дороги.

Автодорога A-363 на северном берегу Иссык-Куля

Горы северного берега Иссык-Куля

Перекусить мы остановились в селе Тюп. Это самая восточная точка Иссык-Куля. Тем самым мы проехали весь северный берег и направились на юг. Между прочим село Тюп это то место, куда приходит другая дорога от Казахстанской границы со стороны Кегеня. Так же к Тюпу очень часто спускаются пешие туристы, которые начинают свой двухдневный путь от Кольсайских озёр из Казахстана.

По дороге на юг, не доезжая город Каракол, мы решили посетить музей Н. М. Пржевальского, первооткрывателя этих мест. Музей представляет собой парк и здание музея на его территории. Так же на территории музея есть часовня, памятники и могила с захоронением Н. М. Пржевальского. В здании музея нас встретила пожилая женщина, она экскурсовод довольно таки преклонного возраста, т.к. работает тут с 1946 года. Очень интересно и доходчиво рассказывала о самом Николае Михайловиче Пржевальском, показывая всё что было в музее. Мы увидели картины, глобус, карту, чучело "лошади Пржевальского" и оружие. Экскурсовод была крайне удивлена тем, что очень редко встречаются такие туристы как мы с программой "вокруг Иссык-Куля".

Никола́й Миха́йлович Пржева́льский (1839, дер. Кимборово, Смоленская губерния — 1888, Каракол) — русский путешественник и натуралист. Предпринял несколько экспедиций в Центральную Азию. В 1878 году избран почётным членом Академии наук. Генерал-майор (с 1886 года).

Крупнейшими заслугами Пржевальского является географическое и естественно-историческое исследование горной системы Кунь-Луня, хребтов Северного Тибета, бассейнов Лоб-Нора и Куку-Нора и истоков Жёлтой реки. Кроме того, им был открыт целый ряд новых форм животных: дикий верблюд, лошадь Пржевальского, ряд новых видов других млекопитающих, а также собраны громадные зоологические и ботанические коллекции, заключающие в себе много новых форм, в дальнейшем описанных специалистами. Академия наук и учёные общества всего света приветствовали открытия Пржевальского. Петербургская Академия наук наградила Пржевальского медалью с надписью: «Первому исследователю природы Центральной Азии».

По мнению А. И. Воейкова, Пржевальский был одним из крупнейших климатологов XIX века. (источник Википедия)

Цитаты Н. М. Пржевальского:

«В сущности, путешественником надо родиться».

«У путешественника нет памяти» (о необходимости вести дневник).

«Путешествия потеряли бы половину своей прелести, если бы о них нельзя было бы рассказывать».

«А ещё мир прекрасен потому, что можно путешествовать».

Здание музея Н. М. Пржевальского

В музее Н. М. Пржевальского

"Лошадь Пржевальского"

В 1879 году Николай Михайлович Пржевальский выступил из города Зайсан в третье путешествие во главе отряда из 13 человек. По реке Урунгу через оазис Хами и через пустыню в оазис Са-Чжеу, через хребты Тань-Шаня в Тибет, и вышел в долину Голубой реки (Мур-Усу). Тибетское правительство не хотело пускать Пржевальского в Лхасу, и местное население было так возбуждено, что Пржевальский, перейдя через перевал Танг-Ла и находясь всего в 250 верстах от Лхасы, был вынужден вернуться в Ургу. Возвратившись в Россию в 1881 году, Пржевальский дал описание своего третьего путешествия. Им был описан новый вид лошади, ранее неизвестный науке, позднее названный в его честь. (источник Википедия)

Могила Н. М. Пржевальского

"Голубая ель"

Покидаем музей Пржевальского и двигаемся в сторону города Каракол. Город без остановок проезжаем транзитом и выходим на дорогу вдоль южного берега Иссык-Куля в западном направлении. Недалеко от Каракола мы сворачиваем в горы Терскей Алатау, в ущелье Джеты-Огуз (перевод с Кыргызского - Семь быков). Достопримечательности этого ущелья: гора "Разбитое сердце", скалы: "Семь быков" и санаторий для реабилитации космонавтов после полёта в космос.

Гора "Разбитое сердце" поразила не своим расколом скал, а своим наклонным скальным узором с левой стороны. Создаётся впечатление, что огромная гора когда-то упала набок. С обратной стороны этой горы скалы "Семь быков", это семь скал, которые чем-то напоминают быков. Тут же рядом располагается санаторий советских времён, по некоторым данным тут проходи реабилитацию советские космонавты после полётов в космос.

Скалы Джеты-Огуз

Мы узнали, что выше по ущелью есть водопад и решили его посетить. Продолжили движение по ущелью Джеты-Огуз вверх. Порога стала совсем не для заднеприводного седана, но аккуратно, в одном ряду с Джипами и Деликами, пересека реку по бревенчатым мостам доехали до красивой горной долины. Далее к водопаду шла только тропа. По причини дефицита времени я воспользовался услугами местного мальчишки-джигита и оседлал лошадь. Удовольствие от конной поездки высоко в горах словами не описать, очень понравилось. Потом мы дошли до места, где тропа идёт по крутому склону и дальше я пошёл пешком. Недалеко был водопад, сделали фотографии и стали возвращаться назад. Покидали ущелье Джеты-Огуз уже в сумерках уходящего дня.

Долина реки Жеты Огуз

Конный поход к водопаду

Тропа к водопаду

Водопад в ущелье Джеты-Огуз

Солнце село за горизонт, а мы движемся вдоль южного берега Иссык-Куля на запад в поисках базы отдыха для ночлела. Состояние автодороги оказалось не лучшим, вдобавок темнота. На южном берегу баз отдыха практически нет, очень мало. Доехали до населённого пункта Тамга. Военный санаторий, пионер-лагерь или база отдыха была военной. На входе, точнее на КПП нас встретил военный, рассказал про условия, пляж оказался по ту сторону трассы. Мы поехали искать дальше варианты. В ночи проехали половину южного берега и у села Каджи Сай остановились на базе отдыха "Алтын Жееги". Таким образом, по схеме путешествия, точка маршрута № 2 сместилась чуть дальше от планируемой.

Наступило утро. Мы просыпаемся в типичном бараке советской базы отдыха под названием Алтын Жееги. Наш барак одноэтажный, с высокими потолками, общим туалетом и душем на все номера. Территория базы отдыха пустынная, растительности практически нет. Везде чисто и аккуратно. Есть пирс, столовая и бильярд. Туристов очень мало, больше местного населения, которое стремится на пирс с удочками.


Вечер на базе отдыха Алтын Жееги

Осмотревшись нас стало понятно, что мы оказались в одном из лучших мест для отдыха на Иссык-Куле. База отдыха очень малолюдная, по большей части тишина и шум прибоя. Вода чище чем на популярном южном берегу, но холоднее так как с южной стороны в озеро впадает большинство рек. На пляже приятный песок. Как и на всём Иссык-Куле, вечера прохладные, а днём можно получить красивый загар. Из развлечений был только бильярд и один раз привозили водный мотоцикл покататься за деньги. Уверен, ценителям пятизвёздночных отелей тут не понравится, а нам больше всего понравился южный берег Иссык-Куля, с самой обыкновенной и безлюдной базой отдыха Алтын Жееги.

Отдыхая около трёх дней на базе отдыха Алтын Жееги, мы отправились в однодневную экскурсию на озеро Тузкёль (другие названия: Солёное озеро, Мёртвое озеро), которое находилось на этом же южном бегу, но немного дальше. Чтобы добраться до озера, необходимо было свернуть с дороги у реки Актерек. Однако местные таксисты создали препятствие, выкопали ров и заполнили его водой. Тем самым легковые машины проехать там уже не смогут. Конечно же мы воспользовались услугами тех самых таксистов и дальше, через этот ров нас повезли на убитой Волге ГАЗ-24 до самого Мёртвого озера. Дорога к озеру оказалась живописной, мы ехали по грунтовой дороге вдоль реки Актерек и мимо бывшего корабельного порта. Перед озером стоял платный шлагбаум, не смотря на то, что дальше мы пошли пешком, пришлось опять платить.

На озере было относительно много туристов, большинство мазали себя чёрной грязью. Говорят грязь озера Тузкёль имеет не плохие лечебные свойства. Вода настолько солёная, что некоторые плавали по озеру на спине продолжительное время. Погуляли, сделали фотографии и вернулись на базу отдыха.

Озеро Тузкёль

Тузкёль (кирг. Туз-Көл — солёное озеро) — это самое солёное озеро в Кыргызстане. Расположено на южном берегу озера Иссык-Куль в горном обрамлении Терскей Ала-Тоо (1609 м над уровнем моря). Его солёность меняется по сезонам года. Установлено, что она может достигать 236 г/л и почти такая же, как в Мёртвом Море в Израиле или Большом Солёном озере в США. (источник Википедия)

После отдыха на южном берегу Иссык-Куля мы продолжили наше путешествие к городу Балыкчи, чтобы замкнуть кольцо вокруг Иссык-Куля. Вскоре мы доехали до того же места, от куда начали, а именно на транспортное кольцо, но уже с другой стороны как и планировалось. Кольцо вокруг Иссык-Куля было замкнуто!

По дороге домой в Алматы, мы заехали в гости к родственникам в Бишкек. Затем прошли границу и вскоре оказались дома в Казахстане. Усталость была приятной, за спиной осталось порядка 1500 км пройденного пути и море эмоций. Это путешествие для нас останется не забываемым.

Готовя этот материал, невольно вспомнил цитату великого путешественника Николая Михайловича Пржевальского, музей которого мы посещали во время нашего путешествия - «Путешествия потеряли бы половину своей прелести, если бы о них нельзя было бы рассказывать».

Во время путешествия мы создали фильм "Вокруг Иссык-Куля 2008"

Loading...Loading...