Перспективы развития туризма в западном крыму. Першина А.В., Кеппль О.И

Кошелева Анна Игоревна
к.э.н., ст. преподаватель
[email protected]

Мирзоев Иса Фаиг-Оглы
студент
Россия, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
[email protected]

Аннотация

Основной целью статьи выступает поиск на основе проводимых исследований туристско-рекреационного комплекса Республики Крым механизмов интенсификации развития туризма в регионе в переходный период, который в силу своих особенностей создает предпосылки для выхода данной отрасли на качественно новый уровень. Авторы проводят сравнительный анализ рынка туристических услуг Крыма до и после вступления в состав РФ, исследуют проблемы государственного регулирования туристской деятельности Республики Крым в переходный период, рассматривают международный опыт развития туристской индустрии в регионах со схожими туристско-рекреационными ресурсами. В качестве основных механизмов интенсификации туристской индустрии Республики Крым предложены методика формирования туристско- рекреационных кластеров, а также проект единой концепции развития экологического туризма в регионе на базе создания и внедрения зеленых маршрутов.

Ключевые слова

туристско-рекреационный комплекс, Республика Крым, переходный период, государственное регулирование, туристский кластер, экологический туризм.

Рекомендуемая ссылка

Кошелева Анна Игоревна, Мирзоев Иса Фаиг-Оглы

Механизмы интенсификации развития туризма в Республике Крым в переходный период// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 4502. Дата публикации: 2016-02-06 . Режим доступа: https://сайт/article/4502/

Kosheleva Anna Igorevna
Candidate of Sciences (Economics), Senior Lecturer
[email protected]

Mirzoev Isa Faig-Ogli
Student
Russia, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov
[email protected]

Abstract

The main purpose of the article is the search of the mechanisms of tourism development intensification in the Republic of Crimea during the transitional period, which, by its nature, creates prerequisites for entering the industry on a qualitatively new level. The authors conduct a comparative analysis of the tourist market of Crimea before and after the entry into the Russian Federation, research the problems of state regulation of tourism sector of Crimea in the transition period, consider the international experience of tourism development in regions with similar tourist-recreational resources. As the basic mechanisms of tourism development intensification in the Republic of Crimea the authors introduce the technique of formation of tourist-recreational clusters and the project of a unified concept of ecological tourism development in the region based on the creation of green routes.

Keywords

tourist-recreational complex, Republic of Crimea, the transitional period, state regulation, tourism cluster, eco-tourism.

Suggested Citation

Kosheleva Anna Igorevna , Mirzoev Isa Faig-Ogli

Mechanisms of tourism development intensification in the Republic of Crimea in the transition period. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #4502. Date issued: 2016-02-06. Available at: https://сайт/article/4502/


Введение . После политического кризиса на Украине в начале 2014 года население Крыма приняло судьбоносное решение — воссоединиться с Российской Федерацией. Сегодня это полноправный регион нашей страны, не лишенный, однако серьезных проблем. Переходный период, представляющий из себя постепенную интеграцию новых субъектов (Республики Крым и г. Севастополя) в правовую, экономическую и политическую сферы России, крайне важный момент для дальнейшего развития полуострова. Вместе с тем, среди первостепенных задач стоит решение вопроса стратегического развития одной из самых перспективных статей бюджета Республики Крым, а теперь и России в целом — туризма.

Анализ последних исследований и публикаций. В научной литературе за последний год появилось множество публикаций, в которых представлены результаты, как комплексных исследований туристско-рекреационного комплекса Республики Крым, так и отдельных аспектов развития туристской сферы данного региона. Среди прочих можно выделить монографию «Концепция развития туристско-рекреационного потенциала Крыма» под редакцией проф. Лайко М.Ю. , в которой представлен глубокий анализ инфраструктурных составляющих индустрии гостеприимства и туризма Республики Крым и предложены научно-методические основы модернизации неэффективных в настоящее время объектов. В монографии исследуются возможности повышения эффективности работы гостиничных предприятий на основе внедрения методик управления доходами, сегментации, прогнозирования, работы с каналами распределения; предлагаются механизмы совершенствования транспортно-логистической составляющей туристско-рекреационной сферы Республики Крым на основе создания региональной управляющей компании на базе государственно-частного партнерства; представлена концепция устойчивого развития туристско-рекреационного потенциала Крыма .

Следует заметить, что научные разработки значительно способствуют повышению эффективности развития туристско-рекреационного комплекса Республики Крым. Однако в виду динамично меняющейся экономической среды, а также на основе исследования результатов функционирования туристского сектора полуострова в составе РФ необходимо дальнейшая разработка и исследование основных проблемных вопросов такого стратегически важного для Крымского полуострова сектора экономики как туризм.

Постановка проблемы. При всем богатстве региона туристско-рекреационными ресурсами большое количество проблем не позволяет данному направлению экономики эффективно развиваться. В связи с этим актуальность приобретает поиск на основе проводимых исследований туристско-рекреационного комплекса механизмов интенсификации развития туризма в регионе. Переходные периоды в экономике рассматриваются как структуры, порождающие новые, ранее неизвестные формы общественных отношений, видов деятельности . Существенные изменения в экономике переходных периодов объясняются предельным обострением существующих социально-экономических проблем, повышенным вниманием со стороны органов государственной власти . В связи с этим любой переходный период в экономике может стать возможностью для выхода на качественно новый уровень ее развития, раскрыть перспективные направления для интенсификации развития отдельных отраслей экономики.

Изложение основного материала исследования.

Сравнительный анализ рынка туристических услуг республики Крым до и после вступления в состав РФ.

С самого распада СССР и до воссоединения Крыма и России наблюдалась колоссальная тенизация туристкой экономики: на первое место вышел не поддающийся контролю со стороны государств частный сектор, остававшийся свободным от учета не только налоговыми структурами, но и в плане координации качества предоставляемых туристских услуг. В итоге, санаторно-курортный аспект отдыха на полуострове был вытеснен пляжным туризмом неорганизованного характера. Украинское же государства вполне устраивало подобное положение вещей, поэтому с их стороны для развития и выхода из тени туристической отрасли региона не производилось никаких шагов. Подобная ситуация с приходящим в упадок туризмом без инвестиций и кого-либо государственной поддержки продолжалась вплоть до весны 2014 года и воссоединения Крыма с Российской Федерацией. «В этом году ситуация такова, что 80% туристов останавливается в коллективных средствах размещения, а 20% – в частных. Этого давно не было в истории крымского полуострова и связано с тем, что санаторно-курортные учреждения заключили договора о направлении отдыхающих с государственными и корпоративными учреждениями Российской Федерации» сообщила по итогам 2014 года министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко. Данный шаг со стороны нашего государства является одним из этапов по воплощению в действительность целенаправленной политики по развитию Крымского региона, основные положения которой изложены в Стратегии по развитию Крыма до 2020 года.

До вступления Крыма в состав РФ львиную долю отдыхающих Крым принимал из Украины. Это была целенаправленная политика властей, не обременявших себя лишними тратами и привлечениями инвестиций в обветшавшую и изжившую свое инфраструктуру полуострова. Соответственно, иностранных туристов, не относящихся к странам СНГ, в регионе почти не было. Крайне низкий уровень сервиса и отсутствие условий, к которым они привыкли, отталкивали даже гипотетических желающих. В итоге, Крым превратился в курорт исключительно местного значения, на котором привыкли отдыхать преимущественно украинцы. И такое положение дел сохранялось вплоть до сезона 2014 и воссоединения Крыма с Российской Федерацией. Несмотря на резкое падение туристического потока украинских туристов (с 65% в 2013 году до 5% в 2014 году и сохранение их такого же незначительного количества в 2015 году), в целом серьезного падения спроса на Крым со стороны отдыхающих не произошло, поскольку туристы из России оперативно заместили вакантные места в отелях (в 2013 году их было 26% от общего числа отдыхающих, а в 2014 году стало 93%, в 2015 году чуть выросло до 95%) .

С изменением состава отдыхающих поменялись и приоритеты: если для украинских туристов основной и единственный критерий услуги — это ее цена, то для более обеспеченных туристов из России цена также важна, однако она не является первостепенным ориентиром. Данная группа отдыхающих привыкла к уровню обслуживания ведущих курортов мирового уровня. Они готовы заплатить более высокую цену за тур, однако и получить за это желают более проработанный и профессиональный продукт. Данная взаимосвязь действует и в обратную сторону: большинство туристов из России не устроят даже очень дешевые услуги ненадлежащего качества . И чем быстрее туристические предприятия Крыма уловят эту новую тенденцию рынка, тем более успешную нишу в своей сфере они смогут занять.

На сегодняшний день материально-техническая база объектов инфраструктуры гостеприимства Республики Крым, ассортимент и качество услуг отстают от мирового уровня, что снижает конкурентоспособность данного региона на международном рынке . Пользуясь статистическими данными, посвященным объектам размещения, важно отметить, что данные разнятся в зависимости от источника. Основываясь на сведениях, предоставляемых Министерством курортов и туризма Крыма, на территории региона находится 825 учреждения санаторно- курортной и гостиничной направленности. Среди них предоставлением специального санаторно-курортного сервиса или услуг оздоровительной направленности занимаются 467 учреждений. Оставшиеся 358 учреждений предоставляют услуги размещения. Также в Крыму располагаются 92 оздоровительных лагеря для детей. Госкомстат Украины же располагает иными сведениями (1225 средств размещения — это общая численность, куда входят 748 отелей и гостиниц) . В других источникам можно найти иные цифры, что говорит о слабой изученности всего состава и структуры средств размещения в регионе.

На данный момент в существующих гостиницах номерной фонд оценить сложно, поскольку руководство отелей на пике сезона идут на хитрости, внося дополнительную кровать и мебель в номера, дабы превратить двухместные номера в трех- или даже четырехместные. Такая же практика распространена и в детских оздоровительных учреждениях.

Основываясь на статистических данных из разных источников, количество средств размещения с какой- либо категорией составляет 271, количество же средств размещения без категории — 684, то есть в 2,5 раза меньше. Распределяются они по категориям в следующем порядке: 5 звезд – 1,1%, 11,1% – 4 звезды, 32,8% – 3 звезды, 38% – 2 звезды и 17% – 1 звезда .

Исходя из исследований, можно заключить, что гостиничная база Крыма имеет серьезный перевес в сторону средств размещения низкой категории. Это было выгодно для бюджетных украинских туристов, для которых вопрос цены всегда превалирует на другими показателями. Сравнивая же с Россией, на такой же протяженности сочинского берега пятизвездочных гостиниц там около 2% от всей гостиничной базы, причем также ощущается их острая нехватка. Причем если в Сочи преобладают гостиницы класса 3 звезды, то в Крыму в основном встречаются гостиницы класса 1-2 звезды и без звезд.

Кроме того, на территории полуострова остро стоит проблема сезонности, который, надо заметить, различен в зависимости от типа и направленности средств размещения. Например, для гостиничных и подобных учреждений сезон составляет три месяца, а для лечебно-оздоровительных средств размещения — пять месяцев, и лишь менее 40% имеют круглогодичный характер деятельности. Средний коэффициент сезонности в Крыму составляет 0,45. Данный показатель отмечает величину изменения продаж по сравнению со среднегодовыми. В данном случае коэффициент меньше единицы, что говорит о большом количестве месяцев в году с низкими показателями продаж. Подобное значение характерно для курортов с ярко выраженной сезонной направленностью.

Большой дисбаланс демонстрирует распределение объектов оздоровительной направленности, в своем подавляющем большинстве сконцентрированные в Ялтинском и Евпаторийском районе. Неблагоприятной тенденцией последних двадцати лет является уменьшение роли лечебных процедур в структуре предоставляемых услуг и, соответственно, рост развлекательных и оздоровительных мероприятий .

По официальным данным, на территории Крыма находится 38 кемпингов, однако в большинстве своем это палаточные городки, пусть и на берегу моря. В них присутствует минимальный набор удобств, к чему бюджетные европейские туристы, например, совершенно не готовы. Говоря о потребностях и желаниях туристов, выделяется тенденция превалирования аренды дома или комнаты (койко- места) в частном секторе.

Проблемы развития транспортной инфраструктуры на сегодняшний день самые многочисленные, материально затратные, но и наиболее важные, так как без тщательно продуманной логистики невозможно качественное предоставление туристических услуг. Однако позитивные результаты в данном направлении говорят о глубокой заинтересованности государства в решении данного вопроса.

В настоящее время без каких-либо осложнений попасть в Крым можно лишь двумя путями: используя паромную переправу через Керченский пролив или авиатранспортом. Однако обе эти транспортные артерии в течении многих десятилетий были лишь дополнительными. Они не рассчитаны на большой поток пассажиров, что создало транспортный коллапс в 2014 году. За первое полугодие 2014 года отмечен рост числа туристов, прибывших в Крым через паромную переправу (в 2,8 раза) и авиатранспортом (в более, чем в 2 раза) . Сами же украинские граждане в своем подавляющем большинстве практически не посещают полуостров в туристических целях. В Крыму существует три международных аэропорта: аэропорт Симферополя, аэропорт Керчь и Аэропорт Бельбек (является аэропортом смешанного типа, на данный момент там базируются военные самолеты), однако летом 2014 года для авиаперевозок был доступен лишь аэропорт Симферополя.

Развитие туристско-рекреационной отрасли АР Крым осуществляется под влиянием перехода к информационному обществу, нарастания кризисных явлений в мировой экономике и роста конкурентной борьбы на международном рынке туристско-рекреационных услуг. В этих условиях подчеркивается особая актуальность определения новых направлений стратегического развития туристско-рекреационной отрасли Крыма и его активного интегрирования в систему мирового туристского движения.

Цель доклада - изучить текущее состояние санаторно-курортной отрасли Крыма, определить приоритетные направления ее стратегического развития и способы их эффективной реализации.

Результаты исследования. Характер природно-ресурсного потенциала, исторические традиции хозяйственного освоения, социокультурные приоритеты в течение многих лет определяли рекреационную специализацию Крыма как стратегическое направление его регионального развития. АР Крым специализируется на производстве оздоровительных и лечебных услуг и является ведущим туристско-экскурсионным регионом Украины, обеспечивающий ежегодный прием более 5 млн. отдыхающих и более 500 тыс. экскурсантов.

В 13 курортных районах автономии насчитывается более 600 санаторно-оздоровительных учреждений. Каждое четвертое учреждение санаторно-курортной отрасли относится к здравницам, из которых более двух третьих - санатории различной специализации. Курортные ресурсы Крыма, наряду с благоприятными климатическими условиями и лечебными грязями, пляжами и ландшафтными ресурсами, морским и горным воздухом включают в себя также минеральные воды. Известно более 100 минеральных источников: хлоридные, кальциево-натриевые, термальные хлоридно-натриевые и другие.

Основная емкость крымских санаториев сосредоточена в районе Б. Ялты и Сакско-Евпаторийской группы курортов, пансионаты получили распространение в Алуште, Ялте, Судаке, Феодосии, на побережье Симферопольского и Бахчисарайского районов. Коэффициент загрузки учреждений санаторно-курортной отрасли АР Крым в течение последних пяти лет имел отрицательную динамику: если в 2005 г. он составлял 65,1%, то в 2009 г. снизился до 58,2%. В сезоны 2010 и 2011 гг. был востребован недорогой отдых в частном секторе. На протяжении конца 1990-2000-х гг. структура здравниц претерпевала изменения, связанные с ослаблением лечебной функции курортов и усилением оздоровительной и развлекательной функций. санаторный крым туризм курортный

Комплексный характер санаторно-курортной отрасли, а также особенности ее функционирования в современных экономических условиях, мобильная структура систем дополнительных платных услуг, разнообразие форм собственности, высокий уровень конкуренции на рынке рекреационных услуг, стабильно увеличивающийся спрос на рекреационные услуги, - все эти и другие особенности современной региональной санаторно-курортной отрасли определяют необходимость решения проблемы обоснования рациональных мероприятий по его развитию как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

В 2010 г. была разработана Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса Крыма до 2020 г. (далее - Стратегия). Она определяет цели, приоритеты и задачи перспективного развития рекреации и туризма в Крыму, направления государственной политики по созданию условий формирования современной конкурентоспособной индустрии туризма и ее превращения в ведущий сектор устойчивого социально-экономического развития региона .

В принятой Стратегии одним из основных приоритетов для региона является формирование конкурентоспособной санаторно-курортной отрасли, что является возможным путем преодоления сезонности отдыха в Крыму и развития инновационных форм лечения и туризма. В ходе разработки Стратегии были определены конкурентные преимущества и ограничения развития санаторно-курортного лечения в Крыму. Так сильными сторонами санаторно-курортной отрасли Крыма были названы:

  • - высокий рейтинг региона в медико-климатическом зонировании;
  • - исторически сложившаяся межрайонная и международная рекреационная специализация;
  • - большой бальнеолечебный потенциал, слабо используемый в курортной практике;
  • - уникальные грязевые ресурсы Сакского, Чокракского, Тобечикского и др. озер;
  • - традиции санаторно-курортного лечения в странах СНГ;
  • - сложившаяся сеть здравниц;
  • - высокоэффективные методики санаторно-курортного лечения туберкулеза, легочных, сердечнососудистых и нервных заболеваний;
  • - высококвалифицированный медицинский персонал.

В то же время были отмечены и его слабые стороны:

  • - ухудшение целебных свойств природной среды Крыма за счет загрязнения воздушного и водного бассейнов;
  • - истощение и изменение свойств эксплуатируемых лечебных грязей;
  • - необходимость реконструкции и ремонта многих санаторно-курортных объектов, обновления лечебно-диагностической аппаратуры;
  • - устаревший номерной фонд санаторно -курортных учреждений;
  • - ухудшение конкурентных позиций крымских здравниц за счет сокращения дотаций;
  • - отсутствие маркетингового механизма привлечения клиентуры из стран дальнего зарубежья;
  • - отсутствие брендовой продукции на базе крымской рапы и лечебных грязей.

Приоритетными направлениями развития санаторно-курортного лечения в Крыму Стратегия определяет:

  • - сохранение лечебной специализации курортов, созданных на базе высококачественных климатических, бальнеологических и грязевых ресурсов и создавших уникальные высокоэффективные методики курортного лечения (санатории для спинальных больных в г. Саки, детские санатории г. Евпатории, санатории кардиологического и нервносоматического профиля г. Ялты и др.), проведение их комплексной модернизации;
  • - создание бальнеогрязелечебных комплексов на озерах Керченского полуострова и Тарханкута;
  • - налаживание производства и экспорта лечебной и парфюмерно-косметической продукции;
  • - расширение лечебно-профилактических услуг здравниц и отелей (SPA-программы, краткосрочные «туры красоты» и др.).

Определяющими задачами для санаторно-курортной отрасли должны стать модернизация номерного фонда существующих санаторных, оздоровительных предприятий с целью повышения их комфортности и преодоления сезонных колебаний в загрузке; снос старых и ветхих сооружений. Необходимо также оптимизировать рынок рабочей силы туристско-рекреационного комплекса, что предусматривает налаживание системы образования и повышения квалификации кадров для санаторно-курортной и туристской сферы региона в учебных заведениях; улучшение качества практической подготовки специалистов.

В настоящее время для реализации стратегической цели совершенствования системы государственного и муниципального управления планируется проведение эксперимента по созданию брендовых сетей на базе гостиничных и санаторно-курортных предприятий государственной собственности Украины и АР Крым.

Реализация Стратегии предусматривает выполнение Программы по переводу предприятий санаторно-курортной и туристско-рекреационной отраслей на круглогодичное функционирование (2012-2017 гг.), а также достижения к 2020г. показателей количества санаторно-курортных учреждений и предприятий туризма, имеющих собственную базу размещения, в размере 900 шт. и экспорта санаторно-курортных, туристических и гостиничных услуг в размере $450 млн.

Так, Крым заинтересовал европейцев как регион, где может успешно сочетаться медицинский и оздоровительный туризм. В рамках реформирования санаторно-курортной отрасли, это направление открывает большие перспективы . В Германии состоится презентация туристических возможностей Крыма, в рамках которой планируется озвучить возможности крымского медицинского туризма и провести ряд тренингов для немецких турагентов.

Выводы и предложения. Таким образом, основными стратегическими целями должны стать репозиционирование Крымского региона на прием и обслуживание международных туристов, отдыхаюших, повышение качества предоставляемых услуг, развитие инновационных форм лечения. Реализация обозначенных перспективных направлений будет содействовать росту авторитета АР Крым на мировом рынке туристических услуг, упрочнению экономики автономии, наполнению государственного бюджета, созданию мощной рекреационной отрасли, сохранению историко-культурного наследия. В связи с этим необходима разработка проекта популяризации оздоровительного туризма: от рекламы продукта, взаимодействия лечебного учреждения и туроператора по его продаже, до финансовых инструментов активизации клиента (профсоюзы, кредитные союзы, страховые компании и другие).


Вступление Крыма в состав России, казалось, должно сразу решить множество проблем, существовавших в то время на полуострове. Основной проблемой являлось дальнейшее развитие и становление региона. Здесь было понятно и то, что, пожалуй, самым перспективным направлением развития Крыма является туризм. Другое дело, каким должен быть туризм, кто поедет в Крым и зачем? Какие услуги реально предоставить отдыхающим, а какие нет.

Дело в том, что с самого распада СССР и до воссоединения Крыма и России наблюдалась «тенизация» туристической экономики. На первое место вышел не поддающийся контролю со стороны государства частный сектор, остававшийся свободным от учета не только налоговыми структурами, но и в плане координации предоставляемых услуг.

Санаторно-курортный аспект крымского туризма был беспощадно вытеснен пляжным туризмом неорганизованного характера. Упадок туризма без инвестиций и какой-либо господдержки продолжался до весны 2014 года.


Практически сразу после воссоединения Крыма с Россией ситуация начала меняться в иную сторону: сегодня уже 80% туристов останавливаются в гостиницах и санаториях, а только 20% в частных домах. Этого уже давно не было в истории крымского полуострова, и связано это с тем, что санаторно-курортные учреждения заключили договора о направлении отдыхающих с государственными и корпоративными учреждениями РФ. Данный шаг — лишь начало воплощения целенаправленной политики по развитию Крыма, основы которой изложены в Стратегии по развитию Крыма до 2020 года.

Известно, что социально-экономические показатели Крыма при вступлении в РФ не достигали среднероссийского значения. К сожалению, при всем желании России изменить ситуацию на полуострове к лучшему, существуют определенные сдерживающие факторы. Главным из них является нестабильность социально-политической обстановки в пограничных районах Украины с Крымом. Поэтому существуют определенные риски для развития международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей. Сказывается и недостаточное обеспечение региона жизненно важными ресурсами, источниками воды, энергии, продовольствия, а также отсутствие хорошего автомобильного и железнодорожного сообщения с материковой частью России.

Понятно, что сейчас в первую очередь решаются эти проблемы. Транспортная доступность Крыма меняется за счет повышения количества полетов в Симферополь, государственных дотаций на оплату билетов из дальних регионов страны.

Так, например, люди, летающие на отдых из Якутска, тратят сейчас около 12, а то и 15 часов, учитывая и пересадку в Москве. Летом будут организованы прямые рейсы, которые станут датироваться государством, в итоге средняя цена билета из Якутска будет равна 8,5 тысячам рублей, и время полета сократится до 8 часов. Увеличится количество российских крупных городов, из которых будут летать прямые рейсы в Крым.

Стоит отметить, что все проблемы должны решаться комплексно. Так, в транспортном комплексе все средства сейчас сконцентрированы на строительстве и реконструкции переезда через Керченский пролив, аэропортов и автомобильных дорог. Именно они обеспечивают связь с населенными пунктами и промышленными объектами полуострова. И это уже дает свои результаты. По Крымскому полуострову уже можно быстро и сравнительно недорого передвигаться. В порядок приведены дороги, и работа эта успешно продолжается.


В инженерном комплексе финансирование будет направлено на мероприятия по обеспечению водоснабжения, водоотведения, берегоукрепления и теплоснабжения, а также обеспечение обращения твердых бытовых отходов. Развитие социальной сферы предусматривает реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов здравоохранения и образования.

Еще один, весьма немаловажный аспект. До вступления Крыма в состав России, полуостров принимал отдыхающих из Украины. Это было целенаправленная политика властей, которые не обременяли себя лишними тратами и привлечением инвестиций в обветшавшую и изжившую себя инфраструктуру.

Соответственно, весь сервис полуострова был крайне низким и нерентабельным. Не было там и иностранных туристов. Все это дает знать о себе и сейчас. Так, зайдя перекусить местными варениками, вы можете увидеть летающих над ними мух. В ответ на ваше возмущение, вы можете услышать знакомое украинское: «А нехай так буде». Кстати говоря, обслуживающий персонал в гостиницах и кафе по-прежнему украинский. Низкий уровень сервиса и отсутствие условий отталкивали от отдыха в Крыму всех гипотетических туристов.


Хотя на сегодняшний день туристы из России уже заместили вакантные места в отелях, в 2013 году их было 26% от общего числа отдыхающих, но в 2014 стало 93%. В 2015 году цифра увеличилась до 95% и стремится к 100%.

С изменением составляющей отдыхающих, меняются и их приоритеты. Если для украинцев основным и главным критерием была цена, то для обеспеченных туристов из России, пожалуй, важным аргументом отдыха в Крыму станет уровень обслуживания и сервис. Реальность такова, что россияне, отдыхая много лет в Турции и Египте, привыкли к мировому уровню обслуживания. Они готовы заплатить высокую цену за тур и получить более качественный и профессионально отработанный продукт.

Есть и такая проблема, что туристов из России не устроят даже очень дешевые услуги ненадлежащего качества. Чем быстрее туристические предприятия и частные фирмы уловят эту тенденцию, тем более успешную нишу они смогут занять.

На сегодняшний день ассортимент и качество предоставляемых услуг в Крыму существенно отстают от мирового уровня. Это снижает конкурентоспособность данного региона и на международном рынке туризма.

Главной проблемой для полуострова является и сезонность туризма. Для гостиничных и подобных учреждений сезон составляет всего три месяца, а для лечебно-оздоровительных комплексов пять месяцев. Лишь менее 40% имеют круглогодичный характер деятельности. Также существует дисбаланс в распределении здравоохранительных объектов в Ялте и Евпатории. Все это говорит о неблагоприятной обстановке в оздоровительном секторе. Перемена этой ситуации, возможно, как раз и решит вопрос сезонности в Крыму.

Существует в Крыму и такое направление туризма, как экстремальные путешествия и палаточный туризм. На территории Крыма находится около 38 кемпингов, по сути представляющих из себя палаточные городки. В них существует минимальный набор удобств, к чему бюджетные европейские туристы также не готовы.

Есть еще одна проблема российского Крыма — это рабочая сила. Большинство предприятий, связанных с туризмом, не могут содержать круглый год обслуживающий персонал. Раньше украинские сезонные рабочие приглашались на трудоустройство в Крым на время отпусков. Сейчас сложности политического характера практически закрыли им эту возможность.

Сегодня в России существует определенная Стратегия развития туризма на период до 2020 года. Основными положениями ее являются:


  • Увеличение независимости Федерального агентства по туризму; можно отметить ставку на маркетинговую составляющую. Необходимо также усилить присутствие российских туристических компаний на международном рынке. Государство хочет оказать крупному туристическому бизнесу, работающему на внутренний рынок, максимальную поддержку, например, в виде более лояльной налоговой политики;

  • Более тесное взаимодействие министерств культуры, образования и иностранных дел через объединение представителей данных ведомств в межминистерский комитет по туризму. Внутри данной структуры предлагается создание рабочих групп, способных максимально эффективно решать появившиеся трудности;

  • Тесное взаимодействие с бизнесом и предпринимательской средой путем создания Ассоциации туристического сектора. Данная структура в двухстороннем обсуждении представителей Федерального агентства по туризму и крупнейших предпринимателей в области туризма на ежегодной основе сможет координировать деятельность друг друга, высказывая предложения и делясь мнениями;

  • Сделать акцент на непрерывном исследовании рынка, туристических тенденций и последних изменений. Для этого должна быть создана крупная исследовательская организация — Институт Исследования Туризма на базе Федерального ведомства по туризму, которая будет снабжать государственные структуры самыми актуальными сведениями.

Отдельного внимания заслуживает развитие экологического туризма в регионе. Необходима разработка единой концепции создания и внедрения зеленых маршрутов, включающих определенный комплекс мероприятий:

  • Разработка сети зеленых маршрутов на территории объектов природно-заповедного фонда с наличием основной и сопутствующей инфраструктуры, отвечающей принципам «зеленой экономики».

  • Содействие развитию сотрудничества субъектов туристского бизнеса и специализированных общественных организаций в организации экологических туров и экспедиций.

  • Внедрение системы мониторинга обеспечения качества и экологичности туристско-рекреационных и гостиничных услуг.

  • Создание сети туристско-информационных центров на территории объектов природно-заповедного фонда для выполнения функций экологического просвещения.

Следует отметить и тот факт, что проблемы развития туризма в Крыму не являются уникальными и труднопреодолимыми. Есть широкий международный опыт, который необходимо изучать и внедрять, адаптировав его под местные реалии.

Постановка проблемы. Основной проблемой территории Западного Крыма является степная местность, относительно короткий купальный сезон, нехватка гостиниц и ресторанов, низкий уровень сервиса, а также изношенные канализационные сети и очистные сооружения. В настоящее время территория западного побережья представляет собой недостаточно освоенную зону, без наличия нормальной инфраструктуры и коммуникаций.

Изучением проблем территории Западного Крыма занимались исследователи: Г. Псарёв в проекте концепции «Государственной целевой программы развития территории Западного региона Крыма на 2012– 2020 годы», С. Брайко, Д. Девятериков, Е. Кузнецова в работе «Развитие туризма в Западном Крыму», А. Чабанов и др.

Однако на данный момент не решенными остаются следующие вопросы:

Нерационального и неэффективного использования и застройки земель оздоровительного и рекреационного назначения и использования природных лечебных ресурсов Западного Крыма;
- недостатка поступления инвестиций в города и районы для развития;
- аварийного технического состояния и недостаточная мощность систем водоснабжения и водоочистки, приводящая к загрязнению окружающей среды и ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе;
- переработки твердых бытовых отходов, транспортного сообщения и обслуживания.

Актуальность данной темы. Западный Крым обладает всеми необходимыми ресурсами для качественного развития туризма в данной местности, именно поэтому его следует развивать для большего привлечения туристов и инвесторов.

Цель работы. Исследовать проблемы и перспективы развития туризма в Западном Крыму.

Основная часть. Западный курортный район простирается по равнинному побережью Крыма от поселка Песчаное вдоль Каламитского и Каркинитского заливов Черного моря. Здесь расположены такие известные курорты как: Евпатория, Саки, Песчаное, Николаевка, поселки полуострова Тарханкут – Черноморское, Межводное, Оленевка – и примыкающая к ним курортная зона поселка Стерегущее. Курорты Западного Крыма – это, прежде всего, лечебно-оздоровительные центры. Западный район является одним из самых недорогих и доступных мест отдыха в Крыму .

В настоящее время инвестиционный потенциал Западного Крыма составляет более 200 тысяч гектар. Данную территорию планируют развивать как конкурентоспособный, круглогодичный, общегосударственный и международный курортно-рекреационный и туристический центр.

Необходимость развития региона связана в первую очередь с его природно-климатическим и рекреационно-бальнеологическим потенциалом. Наличие длинной береговой линии, месторождений минеральных вод и лечебных грязей, архитектурно-исторических и культурных памятников делает данный район одним из основных рекреационных центров Крыма.

Потенциал развития туризма в Западном Крыму исследовала Компания McKinsey and Company . Ими был изучен опыт развития наилучших мировых курортов, проведен осмотр территорий Евпатории, Сакского, Черноморского и Раздольненского районов, проведен анализ преимуществ и недостатков, а также состояния инфраструктуры района в целом.

По оценкам экспертов, Западный Крым обладает всеми необходимыми ресурсами для качественного развития туризма. Так, они отметили наличие чистой морской воды, песчаных пляжей, которые имеют большую протяженность, природного заповедника Тарханкут, а также лечебных грязей. Более того было оценено наличие перспектив для развития дайвинга и кайтсерфинга. Среди факторов событийного туризма, который также предоставляет хорошие возможности для развития района в туристической сфере, они отметили фестиваль «Казантип». Этот Международный музыкальный фестиваль, ежегодно проходящий в селе Поповка Сакского района, будет привлекать в регион европейских туристов, а отсутствие визового режима и языкового барьера – туристов из стран СНГ. Поэтому, приняв во внимание все плюсы и минусы района, предложено построить на побережье новые гостиницы класса 1-3 звезды, развивать пляжный, оздоровительный отдых, отдых с детьми, круизы. Кроме того, среди направлений, пригодных для развития, были названы молодежный туризм, развлекательный, событийный и «зеленый». Как считают авторы проекта, его реализация поможет увеличить количество туристов в регионе до 2-3 миллионов .

В настоящее время крымскими авторами разработан проект концепции «Государственной целевой программы развития территории Западного региона Крыма на 2012–2020 годы» . Программа направлена на развитие агропромышленного комплекса, перерабатывающей промышленности, строительство социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры для создания полноценных условий развития территории, повышения социальных стандартов уровня жизни населения, улучшение имиджа Крыма и Украины, увеличение доходной части бюджетов всех уровней. Все эти факторы обеспечат инвестиционную привлекательность региона в целом и значительно увеличат численность и посещаемость туристами и отдыхающими .

Программа рассчитана на 2012-2020 годы и будет реализована в три этапа.

На первом этапе (2012-2013гг.) Предусматривается осуществление организационно подготовительного периода, разработки проектной документации по отводу земельных площадей под строительство, осуществление согласительных процедур и экспертизы проектов, подготовке инвестиционных проектов и бизнес-планов строительства современных курортно-рекреационных комплексов, объектов инфраструктуры, общественного питания, объектов альтернативной энергетики.

На втором этапе (2014-2017гг.) Предусматривается реализация ряда инвестиционных проектов для комплексного развития территории Западного района, реконструкция существующих и начало строительства новых объектов курортной отрасли, инфраструктуры.

На третьем этапе (2018-2020гг.) Ввод в эксплуатацию новых объектов курортно-рекреационной сферы, объектов инфраструктуры, осуществления других мероприятий Программы, направленных на улучшение уровня жизни населения, повышение занятости, увеличение наполняемости бюджетов всех уровней .

Реализация данной программы позволит рационально планировать работу приморских территорий, обеспечит снижение нагрузки на Южный берег Крыма, увеличение числа отдыхающих и туристов и количества курортно-оздоровительных и лечебных учреждений. А также позволит Западному Крыму решить проблемы нерационального использования земель рекреационного назначения, агропромышленного комплекса. Кроме того, реализация данной концепции позволит улучшить экологическое состояние окружающей среды, создать новые рабочие места, и как следствие повышение уровня занятости и условий жизни населения, и что не маловажно – увеличение финансовых поступлений в бюджеты всех уровней .

Выводы и предложения. В результате проведенных исследований определены и предложены следующие пути решения проблем Западного Крыма:

Создание новых туристических объектов и маршрутов;
- строительство санаторно-курортных и оздоровительно-лечебных заведений с современным медицинским оборудованием, гостиничных комплексов, с привлечением инвестиций;
- проведение текущего и капитального ремонта железнодорожных путей и вокзальных комплексов;
- модернизация автомобильной и авиационной транспортной инфраструктуры (г. Евпатория, г. Саки, пгт.Черноморское и др.);
- организация эффективных систем очистки сточных вод с максимально возможной их централизацией, в частности реконструкция существующих и строительство новых канализационно – очистных сооружений;
- создание новых мощностей по переработке твердых бытовых отходов и реконструкция существующих полигонов (мыс Тарханкут);
- строительство сети учреждений общественного питания (рестораны, кафе, бары, столовые);
- привлечение к работе высококвалифицированного персонала (также проведение семинаров и тренингов для повышения их квалификации).

Территория Западного Крыма имеет богатый потенциал для развития туризма. Однако для привлечения большего количества туристов в данный район необходимо решение ряда проблем, которые были рассмотрены в статье. К сожалению, на данный момент государство не может выделить достаточное количество бюджетных средств для реализации проекта концепции «Государственной целевой программы развития территории Западного региона Крыма на 2012–2020 годы», в связи с проведением в Украине ЕВРО-2012, но необходимо активно привлекать национальных и зарубежных инвесторов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные виды туризма. Характеристика рекреационных ресурсов Крыма. Ресурсный потенциал для развития туризма, рекреационные зоны. Характеристика видов, направлений и форм туризма, распространенных в Крыму, особенности их территориального размещения.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2012

    Крым как регион развитого туризма, условия для организации его нетрадиционных видов. Развитие экстремального и нетрадиционного туризма на территории Крыма. Этнографический, сельский туризм, объекты интим-туризма, винные туры. Перспективы научного туризма.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Законодательное и правовое обеспечение туристической деятельности в Украине. Направления государственной политики развития туризма. Прогнозирование будущего состояния туризма в Крыму за счет внедрения новой стратегии "Модернизация туризма АРК".

    контрольная работа , добавлен 03.06.2011

    Социально-экономические предпосылки и особенности истории развития туризма во Франции. Государственная политика в сфере туризма и организации туристской деятельности. География туризма, места, пользующиеся особой популярностью среди иностранных туристов.

    реферат , добавлен 27.01.2010

    История туризма как отрасли сферы обслуживания. Экономика туризма и специфика его развития в РФ. Экологическая составляющая в туристской отрасли. Мировые эколого-туристские ресурсы. Экологическое проектирование в туризме. Природоохранные объекты в Европе.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2016

    Понятие и сущность туризма. Общая характеристика туризма как отросли мирового хозяйства. Анализ состояния рынка туризма в Республики Бурятия и перспективы развития Байкальского региона как туристского центра. Необходимость развития въездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2009

    Процесс развития туризма в Республике Беларусь. Классификация социально-экономических факторов, оказывающих влияние на развитие туризма. Факторы, генерирующие общественные потребности в туризме. Факторы, реализующие рекреационные потребности в туризме.

Loading...Loading...