Парк красная пресня. Усадьба Студенец и парк «Красная Пресня Парк студенец

evge_chesnokov wrote in December 2nd, 2013

В окружении современных небоскрёбов на берегу Москвы-реки находится парк культуры и отдыха «Красная Пресня» (в прошлом - усадьба Студенец). В XIX веке усадьба считалась шедевром садово-парковой архитектуры. Наши современники гуляют вдоль каналов по аллеям, где совершали променад Александр Пушкин, Денис Давыдов, Евгений Баратынский…



Официальная схема современного парка:


Вход. 1927-1928 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/67260


Вход. 1950-1960 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/1477


Парадные ворота воссозданы в 1998 году

Историческая справка:

В XIV веке здесь лежало «село Выпряжково на Студенце», принадлежавшее внуку Ивана Калиты, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму, герою Куликовской битвы. Двор его находился поблизости - на «Трех горах».

"Каждый сантиметр огромного (16,5 гектаров) заповедного парка дышит историей. В начале XVIII века на берегу ручья Студенец располагался загородный дворец князей Гагариных. Вода из Студенца обладала такой целительной силой, что хозяева усадьбы возвели колодец, из которого все страждущие могли утолить жажду.

Позже, уже в XIX веке, новый хозяин усадьбы «Студенец» Арсений Закревский - генерал-адъютант Александра I и герой Отечественной войны 1812 года, провёл реконструкцию территории. Автором новаторских идей стал выдающийся архитектор Доменико Жилярди. Усадьба производила такое впечатление на современников, что её заслуженно называли «абсолютной Венецией в садах».

Потом многое изменилось. К сожалению, в советский период парк потерял свою первоначальную прелесть. Многие скульптуры и несколько прекрасных садов бесследно исчезли. Но сегодня ведётся постоянная, бережная и кропотливая работа по восстановлению утраченного. Так возвращается долг истории и москвичам,"- сообщает официальный сайт парка http://p-kp.ru/

Справедливости ради необходимо уточнить, что беды Студенца начались не в советский период, а задолго до революции. И усадьба, и Сад Студенецой школы садоводства изрядно обветшали на рубеже XIX-XX веков. Согласно докладу комиссии, "постройки найдены в крайне неудовлетворительном состоянии. Владения не огорожены, открыт доступ бродячему люду. Одно из зданий вследствие ветхости необитаемо." В разные годы имение страдало от пожаров и наводнений. По состоянию на 1908 год, главный дом усадьбы был разрушен, но сохранялись флигели, часть каналов была засыпана, остров занимали теплицы и оранжереи. В 1915 году школу садоводства собирались передислоцировать аж в окрестности города Сочи, а территорию усадьбы приспособить под промышленные нужды.

Этим планам помешала Первая мировая война и революционные катаклизмы. После революции приусадебный парк стал местом отдыха рабочих и их семей. Основательно за возрождение парка взялись в 1930-е годы, ликвидировав железнодорожную ветку, ведущую к Трёхгорной мануфактуре. В 1932 году на месте усадьбы Студенец и Сада Студенецой школы садоводства был создан Парк культуры и отдыха «Красная Пресня» с концертной эстрадой, аттракционами, детским городком, лодочной пристанью. Праздничные народные гуляния завершались фейерверками на воде. Идеализировать сталинскую Москву тоже не надо - по соседству находились огороды, свалки и пустыри.


1951 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/84424
Портрет И.В.Сталина из ковровых цветов (Парк культуры и отдыха "Красная Пресня" Москва). Выполнен по эскизу и под руководством художника-декоратора А.Беляева. Журнал "Огонёк" №47 ноябрь 1951

По Генплану реконструкции Москвы 1935 года территория включалась в состав огромного Краснопресненского парка от Камер-Коллежского вала до линии Белорусской железной дороги (при этом Ваганьковское кладбище было бы уничтожено). Как вариант, планировалось создание в Студенце Гидротехпарка с каналами, шлюзами и другими сооружениями. Эти идеи похоронила новая война - Великая Отечественная. К Трёхгорке снова проложили железнодорожные пути.

Хотя проекты обустройства парка и воссоздания исторической усадьбы возникали и в 1960-е, и в 1970-е годы, работа над реконструкцией главного здания началась лишь в 2006 году и должна завершиться во втором квартале 2014 года. Кажется, строители не особо спешат (не олимпийский же объект), и сроки окончания могут передвинуться.

Название усадьбы на берегу Москвы-реки произошло от ручья Студенец. До проведения в Москву Мытищинского водопровода в колодцах на Трёх Горах была лучшая в городе питьевая вода, за которой богатые люди присылали водовозов даже за несколько километров.


Павильон «Октагон», 1904 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/11041

На Мантулинской улице сохранился колодезный павильон "Октагон", построенный в 1820-е годы знаменитым архитектором Доменико Джилярди в стиле ампир. Павильон декорирован в древнеримском духе времён первого римского императора Августа и увенчан небольшим куполом. Сооружение получило название от латинского слова, означающего восьмиугольник.

На стенах находились бронзовые львиные маски, из пасти хищников вытекала природная ключевая вода. Примерно в 1974 году маски демонтировали, а в 1975 году в связи с перепланировками территории павильон был передвинут при помощи лебёдок и сейчас его можно увидеть в сквере возле Центра международной торговли.

В 1955 году на месте снесённых построек школы садоводства открылся новый кинотеатр "Красная Пресня" (архитектор А.Рапорт). Согласно Постановлению Правительства Москвы, в 2001 году здание ставшего нерентабельным кинотеатра было передано в аренду "под просветительско-развлекательную деятельность" Международному фонду развития кино и телевидения для детей и юношества (Фонд Ролана Быкова). Сейчас на нём нет вывесок, на фасаде сохранились оригинальные лепные украшения, фонари возле входа, хотя само здание со временем зачем-то было перекрашено из светло-жёлтого в мрачновато-коричневый цвет.

Реконструированные административные здания и кафе

Напротив входа в парк установлен памятник Ленину

Усадьба Студенец на стадии реконструкции

На баннере размещена необходимая информация о строительстве, а на заборе - полезный текст об истории усадьбы Студенец (который был использован при составлении текста этого сюжета).


Фонтан, 1987-1990 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/95107

На острове сохранилась Тосканская колонна, постамент которой украшен мечами в ножнах и венками. А вот скульптуры полководцев - героев войны 1812 года,- созданные по проектам В.Стасова, утрачены. Эти памятники были установлены в 1820-1830 годах по инициативе тогдашнего владельца усадьбы графа А.А.Закревского. Каждый из островков парка был посвящен памяти одного из героев, под начальством которых Закревский служил: Каменского, Барклая, Волконского.

До недавнего времени в парке находилась галерея Русской ледовой скульптуры с постоянной круглогодичной экспозицией. Чтобы летом посетители не замёрзли, на входе выдавали тёплые шубейки.

Среди многочисленных культурных событий, проводившихся в парке "Красная Пресня", запомнился фестиваль "Улица истории": перед горожанами предстали российские воины разных эпох, доминошники за кружкой пива, диссидент-самиздатовец и другие персонажи из давнего и недавнего прошлого.

Перед концертной эстрадой - танцевальная площадка, в парке работают балетные и танцевальные кружки. А с этническими иноземными танцами можно ознакомиться на фестивале "Латинофест".

Имение Студенец солидное, для дохода

Георгиевская церковь в селе Студенец, 2010

Усадьба Студенец не впечатляет роскошным господским домом или его развалинами. В прошлом это было эффективное помещичье хозяйство, организованное чётко, по-немецки, со скромными аккуратными кирпичными постройками. Последними владельцами имения была семья русских немцев Иорданов. Однако, более знамениты фамилии предыдущих помещиков - князей Долгоруковых, Прозоровских и Вяземских.

Село Студенец располагается в 17 км от Венева. В 1916 г. это было одно из крупных сел Венёвского уезда с населением 750 чел. В сборнике "Приходы и церкви Тульской епархии" 1895 г. сообщалось: "Из писцовых книг XVI стол. видно, что приход существовал уже в то время, но о начале его нет никаких известий даже в устных преданиях. Название Студенец селу, вероятно, дано от множества в этой местности родников со студеной, т.е. холодной водой". Упоминается Студенец в писцовой книге Веркошевского стана Тульского уезда 1628-1639 гг., в этом же документе значится храм Георгия Победоносца. В XVIII в. село вошло в Венёвский уезд и было волостным центром. В 1809 г. на средства князя Николая Сергеевича Долгорукова была возведена деревянная Георгиевская церковь, в два этажа на каменном фундаменте. В 1871-1894 гг. рядом с ней на средства прихожан была построена каменная Георгиевская церковь, в которой было два предела св.Николая и во имя Параскевы Пятницы. Здание новой церкви окружала каменная ограда, а на месте старой церкви в 1890 г. была выстроена часовня. Часовню разрушили в 1960-е гг. по решению местного колхоза. С 1879 г. к студенецкому храму был приписан приход села Глебково.

Основное здание церкви сохранилось, хотя и находится в плачевном состоянии. Рядом с церковью за остатками аллеи располагается каменное здание бывшей барской усадьбы. Сохранились две кирпичные хозяйственные постройки. Одна из них, совсем рядом с основным домом, бывший двухэтажный амбар. По направлению к церкви сохранилась еще одна постройка с большим добротным подвалом, это бывший "ледник". Местные жители вспоминали, что до революции главный дом был украшен колоннами и лепниной. В советский период в здании усадьбы размещалась сельская школа. Сейчас бывший господский дом не используется.



Главный дом и амбар усадьбы в селе Студенец, 2010

Удивительно, почему до сих пор эта усадьба лежит в стороне от туристических маршрутов, ведь ею владели представители известнейших фамилий России. В 1792 году имение Студенец приобрел князь Дмитрий Александрович Прозоровский у князя Николая Сергеевича Долгорукова. Прозоровский (1759-1814) некоторое время занимал пост московского полицмейстера, в 1799-1801 гг. был Предводителем Тульского губернского дворянства. Был женат на княжне Анне Ивановне Волконской. В 1810 г. Студенец вместе с деревнями Сасово и Соньшино приобрел полковник Николай Семенович Вяземский (1768-1833). Интересно, что Вяземские рассматривали покупку знаменитой усадьбы Архангельское у Голицыных. Но посчитали, что Архангельское потребует больших расходов и остановились на Студенце, т.к. искали имение "посолиднее, для дохода". А Архангельское в итоге приобрел князь Юсупов. Женой Николая Семеновича Вяземского была Александра Петровна (1766-1823), урожденная Римская-Корсакова. В 1825 г. господский дом был еще деревянным, но уже в два этажа, при нем имелся сад с плодовыми деревьями. После 1833 г. имение унаследовал старший сын Андрей Николаевич Вяземский (1802-1856).

Службу он начал в 1820 г. юнкером в 1-м Учебном карабинерном полку. В 1831 г. участвовал во взятии Варшавы, за что удостоен орденом св.Владимира 4-й степени. Среди прочих наград в 1838 получил Высочайшее благоволение за пожертвование материалов "на устроение для Владимирского пехотного полка экзерциц-гауза и учебных квартир". В 1848 году произведен в генерал-майоры. Князь Андрей был "высок ростом, прекрасно сложен, строен, лицом очень красив".

У него был младший брат Александр, который примкнул к декабристам, и участвовал в восстании на Сенатской площади в 1825 г. За это отец лишил его наследства. Правда, он не был крупным заговорщиком, поэтому император Николай I всего лишь перевел его, с сохранением звания, в менее престижный полк и запретил на несколько лет приезжать в столицу. Андрей Николаевич после смерти отца, вопреки его завещания, отдал Александру половину рязанских имений.

В 1834 г. князь Андрей Николаевич женился на Наталье Александровне Моршанской (+1876), по первому браку Гурьевой. "Муж этой молодой красавицы был человек очень богатый и с тем вместе большой игрок, который вел очень рассеянную жизнь, прекрасную свою жену любил баловал, но, должно быть, плохо за нею смотрел и, выигрывая в карты, проиграл жену: она понравилась князю Андрею, а он ей, и вышла беда для оплошного мужа. Князь Андрей был должно быть, мастер ухаживать и, увиваясь за Гурьевой, вскружил её голову". За развод князь заплатил до 40 тыс. руб. ассигнациями первому её мужу. По воспоминаниям тети Андрея Николаевича - Яньковой Елизаветы Петровны: "Княгиня Наталья была очень видная и статная женщина, прекрасная собой; её было около тридцати, а князю Андрею несколько лет более, и по годам, и по наружности со вторым мужем они были прекрасная пара и хотя и брак был законным, а все же, как там не говори, и с той, и с другой стороны такое супружество было большим беззаконием. ... Была со всеми особенно учтива: и лакеям, и горничным, своим и чужим всегда говорила "Вы", что, по тем временам, казалась смешным и странным, чересчур по-иностранному. Но при всей своей доброте и с хорошим своим характером она не умела сделать князя Вяземского счастливым, ибо была мотовка, охотница рядиться и отделывать наёмные квартиры, чем ввела мужа в долги и расстроила его состояние. Милая и приятная женщина, но совсем не хозяйка, а совершенная пустодумка". У них родилась дочь Лидия, но прожили они вместе не долго.

"Жена Князя Вяземского бросила мужа и дочь и удрала с кем-то в Петербург. Девочка росла без матери и можно сказать без всякого надзора. Так как она была красива, то ей воспользовался наездник Бирнбаум, а потом сын Тульского губернатора Дараган. Тогда наконец мать вспомнила, что у нее есть дочь и выписала ее к себе в Петербург и там подыскала ей приличного мужа Иордана: офицера Австрийского полка, который был причислен к гвардии, и так этот полк и назывался молодая гвардия. Отец дал ей в приданное за дочерью Студенец и молодая Иордан приехала в деревню".



Главный дом усадьбы в селе Студенец, 2010

В 1857 г. имение перешло к Лидии Андреевне Иордан (р.1840), дочке князя Андрея Николаевича Вяземского. Мужем Лидии Андреевны был немец Николай Павлович Иордан (1832-1902).

"Иордан был прекрасный человек, но такой не любил выпрыгивать на показ. Он очень любил своих детей, и дал им самое лучшее образование и воспитание, какое только мог. Дочерей он выдал замуж, сыновей он поставил на хорошую дорогу, на службу. Сам он служил честно и безукоризненно, и очень занимался своим полевым хозяйством, так что земля его пришла в порядок под его управлением и имение удвоило свою ценность. Все хозяйственные постройки были у него чистенькие и не разоренные; и в конце концов, он построил дом, удобный, поместительный и прочный; но кроме этого у него были большие луга, которые Иордан сдал крестьянам за дорогую цену и кроме того за процент с этой цены они убирали в его пользу еще несколько десятин чего-то". Н.П. Ржевская вспоминает ещё, что Лидия Андреевна была любовницей её отца, Петра Семеновича Ржевского, имение которого находилось в соседнем селе Мильшино.

Гвардии поручик Н.П. Иордан занимал ряд должностей в уездном Земстве: в 1876-1890 - неприменный член уездного по крестьянским делам присутствия, 1876-1892 - гласный Веневского уездного Земского собрания, 1890 - член от Земства в уездном по воинской повинности присутствии, 1890-1892 - Земский начальник 2-го участка Веневского уезда.



Амбар усадьбы в селе Студенец, 2010

Николай Павлович вел, так называемое, владельческое хозяйство, т.е. занимался обработкой своей земли площадью 300 десятин, ещё около 100 десятин сдавал крестьянам в аренду за 450 руб. в год. По описи 1896 г. мы видим, что у Иордана имелось все необходимое для эффективного ведения хозяйства. Помимо двухэтажного каменного господского дома с флигелем в усадьбе находилось ещё одиннадцать кирпичных хозяйственных построек, в том числе двухэтажный амбар, который сохранился до наших дней. Кроме этого Иордан владел трактиром в селе, который сдавал за 250 руб. в год. Из скотины у него было 35 голов крупного рогатого скота, 30 лошадей, 40 овец, 5 свиней, и множество домашней птицы. В хозяйстве использовались машины: молотилка с четырех конным приводом, веялка конная, веялка сортировка, сеялка. Всего имение оценивалось в 62 тыс. рублей. В 1891 г. упомянут ещё один источник дохода: "в селе Студенец Венёвского уезда имеется крупный яблоневый сад в 1000 деревьев, владелец Николай Павлович Иордан, сдается за 500 рублей".

В 1896 г. Николай Павлович оформил кредит в Дворянском земельном банке на 5750 руб. , который, по всей видимости, направил на приобретение соседнего имения в селе Глебково в 1898 г. Таким образом увеличил размер своей пахотный земли ещё на 290 десятин. Глебково находилось всего в полуверсте от Студенца, но хозяйство там было полностью разорено. Последняя владелица Лихачева использовало имение в качестве дачи, а землю сдавала в аренду.

Иорданы получили новый кредит в Дворянском земельном банке под залог земли в Глебково на 18 тыс. руб., на срок 66 с половиной лет. Местность окружавшая Студенец была густо населена, крестьяне были заняты в сельском хозяйстве, отхожий промысел не получил развития. Поэтому традиционно спрос на аренду земли был высок. Иорданы продолжили сдавать землю в Глебково в аренду, доходы вполне позволяли обслуживать кредит. До 1917 г. взносы по кредиту исправно выплачивались.

В 1903 г. имение унаследовала жена старшего сына Александра - Антонина Николаевна Иордан. По воспоминаниям потомков, в семье был установлен майорат, т.е. все имущество унаследовал старший сын. Александр Николаевич в 1905-1914 гг. работал Земским начальником 4-го участка Венёвского уезда. В 1910 г. он был гласным Уездного Земского Собрания и членом Землеустроительной комиссии. Их сын Юрий Александрович Иордан (1898-1937) после 1917 г. вступил в партию большевиков. Работал на различных ответственных должностях в Омске и Томске. В середине 1930-х гг.в был назначен директором Урало-Сибирского планового института. В 1937 г. Юрий Александрович был арестован и вскоре расстрелян. Его жену Лидию Евлампиевну (р.1900) так же арестовали, а детей отправили в разные детские дома. Дочь Аллу (р.1927) в Иваново, её судьба не известна. Тамару (1930-1986) отправили в Свердловск. После войны Лидия Евлампиевна жила на поселении в Сыктывкаре и работала врачом-лаборантом в тюремной больнице. Тамара Юрьевна Иордан выкрала в детском доме свои документы и бежала к матери. Окончив Ленинградский медицинский институт им.Павлова, работала тюремным врачом в Костроме. Сегодня её дочь Нина (р.1963) живет в Италии, а внучка в Великобритании.

У Николая Павловича Иордана был ещё младший сын и дочь. Сын Владимир Николаевич в 1915-1916 гг. служил секретарем "Губернского по воинской повинности Присутствия" в Туле. Дочь Мария Николаевна (р.1859) в 1875 г. вышла замуж за веневского 1-ой гильдии купеческого сына Виктора Ефимовича Махотина (1853-1896), в 1878 г. у них родился сын Михаил. Он окончил Тульское Лесотехническое училище по лесному делу и мелиорации. В 1898 г. поступил на службу в Серебряно-Прудскую вотчину (Венёвский уезд) графа С.Д. Шереметева на должность лесовода. После 1917 г. работал лесничем, сегодня его потомки проживают в Москве и Московской области.

У всех потомков Иорданов уже другие фамилии. В последние годы они заинтересовались историей предков. Особенное впечатление произвел факт их происхождения через князей Вяземских от рода Рюриковичей.

2017
9. История кавалергардов и Кавалергардского Её Величества полка с 1724 по 1 июля 1851 года. - СПб., 1851. - С. LXXI-LXXII, CXXIV


Репортаж телеканала "Первый Тульский" об усадьбе Студенец, июль 2018

В Пресненском районе Москвы по адресу: Мантулинская улица , владение 5.

Название усадьбы произошло от ручья Студенец, протекающего вдоль Красногвардейского бульвара , и от одноимённого колодца Студенец, славившегося прекрасной водой.

История

В XVIII веке загородный двор в Трёхгорном принадлежал потомкам князя М. П. Гагарина . Его внук князь Матвей Алексеевич в 1790 г. обустроил сад «в голландском стиле» с искусственными прудами, получившими известность как Гагаринские пруды. Потом усадьба перешла к княжне Анне Гагариной , вышедшей замуж за тайного советника графа Д. М. Матюшкина .

В начале XIX века «Студенец» принадлежал мужу их дочери Софьи графу Ю. М. Виельгорскому . В 1816 году их сын граф Матвей Юрьевич продал её купцу Н. И. Прокофьеву. Позднее усадьба перешла к графу Федору Толстому и как приданое досталась дочери графа Аграфене , ставшей в 1818 году женой генерала А. А. Закревского .

В 1820-х и 1830-х гг. Д. И. Жилярди построил здесь для будущего московского генерал-губернатора дачу. Закревский распорядился украсить парк памятниками своим сослуживцам - героям Отечественной войны 1812 года (проект приписывается В. П. Стасову). Из их числа сохранилась только Тосканская колонна (некогда венчавшая её статуя Славы утрачена).

Современность

Обезображенный перестройками усадебный дом в начале XXI века занимала Галерея русской ледовой скульптуры. До 2011 г. усадьба являлась объектом культурного наследия федерального значения, после чего её статус был понижен до объекта регионального значения.

Главный дом усадьбы (выходит на Краснопресненскую набережную) с флигелями долгое время находился в полуразрушенном состоянии. В 2010 г. начались работы по его реставрации, в результате которых историческое здание было утрачено, а на его месте возводится новодел. В 2011 г. Правительством РФ из перечня охраняемых объектов усадьбы были исключены сохранившиеся части двух боковых флигелей постройки начала XIX в.

Уцелели парк с каналами, фонтаном и мостами (1970 гг.), садовый павильон-водокачка «Октагон» (в 1980-х передвинут на несколько десятков метров в западном направлении, так как западную часть парка с катком отдали под строительство второй очереди Центра Международной торговли), Тосканская колонна на острове. Парадные чугунные ворота усадьбы (вход с Мантулинской улицы) были воссозданы в 1990-х гг. по старым фотографиям.


Парадные ворота воссозданы в 1998 году

Историческая справка:

В XIV веке здесь лежало «село Выпряжково на Студенце», принадлежавшее внуку Ивана Калиты, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму, герою Куликовской битвы. Двор его находился поблизости - на «Трех горах».

"Каждый сантиметр огромного (16,5 гектаров) заповедного парка дышит историей. В начале XVIII века на берегу ручья Студенец располагался загородный дворец князей Гагариных. Вода из Студенца обладала такой целительной силой, что хозяева усадьбы возвели колодец, из которого все страждущие могли утолить жажду.

Позже, уже в XIX веке, новый хозяин усадьбы «Студенец» Арсений Закревский - генерал-адъютант Александра I и герой Отечественной войны 1812 года, провёл реконструкцию территории. Автором новаторских идей стал выдающийся архитектор Доменико Жилярди. Усадьба производила такое впечатление на современников, что её заслуженно называли «абсолютной Венецией в садах».

Потом многое изменилось. К сожалению, в советский период парк потерял свою первоначальную прелесть. Многие скульптуры и несколько прекрасных садов бесследно исчезли. Но сегодня ведётся постоянная, бережная и кропотливая работа по восстановлению утраченного. Так возвращается долг истории и москвичам,"- сообщает официальный сайт парка http://p-kp.ru/

Справедливости ради необходимо уточнить, что беды Студенца начались не в советский период, а задолго до революции. И усадьба, и Сад Студенецой школы садоводства изрядно обветшали на рубеже XIX-XX веков. Согласно докладу комиссии, "постройки найдены в крайне неудовлетворительном состоянии. Владения не огорожены, открыт доступ бродячему люду. Одно из зданий вследствие ветхости необитаемо." В разные годы имение страдало от пожаров и наводнений. По состоянию на 1908 год, главный дом усадьбы был разрушен, но сохранялись флигели, часть каналов была засыпана, остров занимали теплицы и оранжереи. В 1915 году школу садоводства собирались передислоцировать аж в окрестности города Сочи, а территорию усадьбы приспособить под промышленные нужды.

Этим планам помешала Первая мировая война и революционные катаклизмы. После революции приусадебный парк стал местом отдыха рабочих и их семей. Основательно за возрождение парка взялись в 1930-е годы, ликвидировав железнодорожную ветку, ведущую к Трёхгорной мануфактуре. В 1932 году на месте усадьбы Студенец и Сада Студенецой школы садоводства был создан Парк культуры и отдыха «Красная Пресня» с концертной эстрадой, аттракционами, детским городком, лодочной пристанью. Праздничные народные гуляния завершались фейерверками на воде. Идеализировать сталинскую Москву тоже не надо - по соседству находились огороды, свалки и пустыри.


1951 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/84424
Портрет И.В.Сталина из ковровых цветов (Парк культуры и отдыха "Красная Пресня" Москва). Выполнен по эскизу и под руководством художника-декоратора А.Беляева. Журнал "Огонёк" №47 ноябрь 1951

По Генплану реконструкции Москвы 1935 года территория включалась в состав огромного Краснопресненского парка от Камер-Коллежского вала до линии Белорусской железной дороги (при этом Ваганьковское кладбище было бы уничтожено). Как вариант, планировалось создание в Студенце Гидротехпарка с каналами, шлюзами и другими сооружениями. Эти идеи похоронила новая война - Великая Отечественная. К Трёхгорке снова проложили железнодорожные пути.

Хотя проекты обустройства парка и воссоздания исторической усадьбы возникали и в 1960-е, и в 1970-е годы, работа над реконструкцией главного здания началась лишь в 2006 году и должна завершиться во втором квартале 2014 года. Кажется, строители не особо спешат (не олимпийский же объект), и сроки окончания могут передвинуться.

Название усадьбы на берегу Москвы-реки произошло от ручья Студенец. До проведения в Москву Мытищинского водопровода в колодцах на Трёх Горах была лучшая в городе питьевая вода, за которой богатые люди присылали водовозов даже за несколько километров.


Павильон «Октагон», 1904 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/11041

На Мантулинской улице сохранился колодезный павильон "Октагон", построенный в 1820-е годы знаменитым архитектором Доменико Джилярди в стиле ампир. Павильон декорирован в древнеримском духе времён первого римского императора Августа и увенчан небольшим куполом. Сооружение получило название от латинского слова, означающего восьмиугольник.

На стенах находились бронзовые львиные маски, из пасти хищников вытекала природная ключевая вода. Примерно в 1974 году маски демонтировали, а в 1975 году в связи с перепланировками территории павильон был передвинут при помощи лебёдок и сейчас его можно увидеть в сквере возле Центра международной торговли.

В 1955 году на месте снесённых построек школы садоводства открылся новый кинотеатр "Красная Пресня" (архитектор А.Рапорт). Согласно Постановлению Правительства Москвы, в 2001 году здание ставшего нерентабельным кинотеатра было передано в аренду "под просветительско-развлекательную деятельность" Международному фонду развития кино и телевидения для детей и юношества (Фонд Ролана Быкова). Сейчас на нём нет вывесок, на фасаде сохранились оригинальные лепные украшения, фонари возле входа, хотя само здание со временем зачем-то было перекрашено из светло-жёлтого в мрачновато-коричневый цвет.

Реконструированные административные здания и кафе

Напротив входа в парк установлен памятник Ленину

Усадьба Студенец на стадии реконструкции

На баннере размещена необходимая информация о строительстве, а на заборе - полезный текст об истории усадьбы Студенец (который был использован при составлении текста этого сюжета).


Фонтан, 1987-1990 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/95107

На острове сохранилась Тосканская колонна, постамент которой украшен мечами в ножнах и венками. А вот скульптуры полководцев - героев войны 1812 года,- созданные по проектам В.Стасова, утрачены. Эти памятники были установлены в 1820-1830 годах по инициативе тогдашнего владельца усадьбы графа А.А.Закревского. Каждый из островков парка был посвящен памяти одного из героев, под начальством которых Закревский служил: Каменского, Барклая, Волконского.

До недавнего времени в парке находилась галерея Русской ледовой скульптуры с постоянной круглогодичной экспозицией. Чтобы летом посетители не замёрзли, на входе выдавали тёплые шубейки.

Среди многочисленных культурных событий, проводившихся в парке "Красная Пресня", запомнился фестиваль "Улица истории": перед горожанами предстали российские воины разных эпох, доминошники за кружкой пива, диссидент-самиздатовец и другие персонажи из давнего и недавнего прошлого.

Перед концертной эстрадой - танцевальная площадка, в парке работают балетные и танцевальные кружки. А с этническими иноземными танцами можно ознакомиться на фестивале "Латинофест".

Усадьба Студенец

Немного отдохнём от фабрик, но продолжим тему войны 1812 года.

Миновав деловой центр (Краснопресненская наб., 12) - эффектное современное здание, пройдём к Краснопресненским прудам и остаткам старинной усадьбы «Студенец» (Мантулинская ул., вл. 5). На рубеже XVII–XVIII веков здесь располагался загородный дворец Матвея Петровича Гагарина - сибирского воеводы и коменданта Москвы. В 1721 году, обвинённый в намерении отделить Сибирь от России и создать собственное королевство, Гагарин был схвачен, пытан и повешен. После казни Пётр I устроил издевательский поминальный обед, куда заставил прийти всех, включая родственников казнённого. Играл оркестр, на лугу устроили пушечный салют.

Труп Гагарина с виселицы снять не разрешили, он провисел там, по различным слухам, от семи месяцев до трёх лет. Затем всё же его похоронили в фамильной усыпальнице в сельце Сенницы Озёрского района. Все его обширные поместья, включая Пресненское, были конфискованы, но Анна Иоанновна возвратила усадьбу его сыну Андрею Матвеевичу. Тот обустроил здесь сад «в голландском стиле» - с искусственными каналами, симметрично расположенными островами и прудами.

С 1804 года усадьбой владел граф Ф. А. Толстой, после 1812 года её получила в приданое жена московского генерал-губернатора Арсения Андреевича Закревского Аграфена Фёдоровна, урождённая графиня Толстая. Дачу Закревских посещали именитые гости: опальный генерал А. П. Ермолов, поэты Пушкин, Баратынский, Вяземский, поэт и партизан Денис Давыдов. Достопримечательностью Студенца считались пруды правильной прямоугольной формы, соединённые между собой деревянными мостиками. На каждом острове среди деревьев стоял памятник какому-нибудь знаменитому полководцу, проявившему себя во время Отечественной войны: М. Каменскому, М. Барклаю-де-Толли, А. П. Ермолову, П. Волконскому и др.

В 1834 году усадьбу выкупил камергер Высочайшего двора H. Н. Демидов. Он ещё более приукрасил сад, высадив редкие деревья и кустарники и устроив школу садоводства. В середине XIX века на прудах проходили популярные в купеческой среде гулянья в Духов день. От старого усадебного парка сохранились живописные пруды с островами, часть из которых была засыпана в советское время. Недавно вместо старых были выстроены новые мосты в стиле ампир, по старым фотографиям восстановлены ворота. Скульптур полководцев в парке не осталось, здание усадьбы тоже полностью разрушено.

Ближайшее метро тут - станция «Выставочная», но можно пройти и к другой ветке - к «Улице 1905 года», прогулявшись по скверу, где установлены сразу три скульптуры, в том числе творение скульптора Ивана Шадра «Булыжник - орудие пролетариата». Здесь - копия, подлинник хранится в Третьяковской галерее, но там, оторванный от «естественной среды», он производит не столь сильное впечатление. Раньше на гранитной стене позади памятника была надпись: «Подвиг пресненских рабочих не пропал даром. Их жертвы были не напрасны. Ленин». Теперь стенка за скульптурой разукрашена граффити, земля вокруг замусорена.

От станции метро «Улица 1905 года» около пятисот метров по Большой Декабрьской улице до главного входа на Ваганьковское кладбище - одного из тех, что были заложены Григорием Орловым в 1771 году. Название Ваганьково перекликается со словом «ваганты» - бродячие певцы, они действительно селились здесь во времена Михаила Фёдоровича. За два с лишним века своего существования кладбище превратилось в некрополь-музей: здесь похоронено очень много знаменитостей как былых времён, так и совсем недавнего прошлого. Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Олег Даль вспоминаются первыми. У их могил всегда есть люди. Поклонники трагически погибшего певца и актёра Игоря Талькова тоже до сих пор навещают его могилу. Не забыты журналисты Владислав Листьев и Владимир Ворошилов, актеры - Александр Абдулов, Георгий Вицин, Эраст Гарин, Михаил Глузский, Андрей Миронов, Татьяна Окуневская, Михаил Пуговкин, Зинаида Райх, Виталий Соломин, Анатолий Солоницын, Сергей Столяров, Зоя Фёдорова, Леонид Филатов… Помнят футболиста Эдуарда Стрельцова, хоккеиста Валерия Харламова, фигуристку Людмилу Пахомову…

Многие художники, чьи картины можно видеть в залах Третьяковской галереи, упокоились здесь: Алексей Саврасов, Аристарх Лентулов, Василий Суриков, Василий Тропинин и Василий Пукирев. Нашли здесь последний приют хорошо знакомый нам архитектор Фёдор Шехтель, учёный Климент Тимирязев, революционер Николай Бауман, артист балета Марис Лиепа, адвокат Фёдор Плевако, основатель театрального музея Алексей Бахрушин, владелец сети булочных Иван Филиппов. Список можно продолжать долго-долго; москвичи охотно гуляют по этому кладбищу, читая на надгробных плитах знакомые имена и фамилии, благодарят ушедших за подаренные ими людям минуты радости и счастья.

Из книги Письма о русской поэзии автора Амелин Григорий

УСАДЬБА СУДЬБЫ Мирону Петровскому «Мама, кто такое – Бонапарт?» – «Тебе 6 лет, и ты не знаешь, кто такое Бонапарт! Моя дочь!» – «Но откуда я могу знать? Мне же никто не говорил!» – «Да это ведь в воздухе носится!» Марина Цветаева. «Записная книжка» Книга Софии Старкиной

Из книги Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века автора Охлябинин Сергей Дмитриевич

Из книги Повседневная жизнь англичан в эпоху Шекспира автора Бартон Элизабет

Из книги Течет река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Петербург экскурсионный. Рекомендации по проведению экскурсий автора Шишков Сергей Иванович

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

«Пенаты», музей-усадьба И.Е. Репина Поселок Репино, Приморское шоссе, 411.Тел.: 432-08-34; факс: 432-08-28.Проезд: на электропоезде до платформы Репино или автобусом № 211 от станции метро «Черная речка».Время работы: летом 10.30–17.00, зимой 10.30–16.00, выходные дни – понедельник, вторник.Для

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Музей-усадьба Дашковой Проспект Стачек, 45.Тел.: 300-83-29.Станция метро: «Кировский завод».Время работы: 10.00–17.00, выходной день – воскресенье.Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.История музеяЕкатерина Романовна Воронцова-Дашкова

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Притихшая усадьба Толстого Тишиной и покоем веет от этого дома. Даже трубный глас огромного города не может обеспокоить его, и он, сложенный почти двести лет назад из корабельной сосны, представляется неприступной каменной крепостью, перед которой отступает и само

Из книги Изба и хоромы автора Беловинский Леонид Васильевич

Из книги автора

Усадьба Куманиных (Большая Ордынка, № 17) Но вот наконец мы подошли к дому № 17 по Большой Ордынке. «И что в нем такого особенного?» – спросите вы. Вполне обыкновенное пятиэтажное здание, отличающееся от остальных разве что сложностью плана и украшенное старинной оградой да

Из книги автора

ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ДОЛГОВЫХ (Большая Ордынка, № 21) Во второй половине XVIII века жил на Большой Ордынке в приходе церкви иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость первостатейный купец Афанасий Иванович Долгов. Всем он был хорош: и дела свои вел грамотно, и уважением всеобщим

Из книги автора

Усадьба Демидовых (Большой Толмачевский переулок, № 3) Лаврушинский переулок упирается в красивейшую усадьбу Демидовых. Аммос Прокофьевич Демидов, сын известного русского заводчика Прокофия Акинфиевича Демидова, и его жена Анна Никифоровна купили участок в

Из книги автора

«Пока не погибла усадьба…» В начале XX века Петербургская губерния относилась к территориям с крупным помещичьим землевладением, несмотря на то что после отмены крепостного права происходило сокращение помещичьих земель. Важнейшей чертой Петербургской губернии

Loading...Loading...