Автопутешествие по черногории. Как устроить автопутешествие по черногории и почему это крутая идея Маршрут по побережью черногории

Откуда: Россия, г. Санкт-Петербург.
Куда: Черногория, г. Будва.
Расстояние: 3 300 км.
Маршрут по странам: Россия, Белоруссия, Польша, Словакия, Венгрия, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория.
Автомобиль: Peugeot 308 1.6 MT Premium.
Экипаж: 3 человека.
Планируемое время: 8 дней на дорогу (туда и обратно), 10 дней — отдых в Черногории.

На машине в Черногорию. Подготовка

Шенгенскую транзитную визу (25 евро) оформляли в посольстве Польши, т.к. из всех стран только Польша, Словакия и Венгрия входят в Шенгенскую зону (в остальные страны для граждан России виза не нужна). В Польском посольстве Вас попросят написать «сочинение» (на русском языке), почему Вы едете именно через Польшу и маршрут поездки по странам.

Также необходимо иметь документ, подтверждающий наличие забронированного жилья в Черногории. В нашем случае это был ваучер на бронь 2-х комнатных апартаментов в г. Будва. Нашли и забронировали через Интернет (искать лучше на профильных форумах). За 2-х комнатные апартаменты в 10 минутах пешком от моря мы заплатили 25000 рублей на троих. После оплаты, ваучер присылают по электронной почте.

Промежуточные ночёвки были исключительно спонтанными. Нигде заранее ничего не бронировалось.

В любой страховой необходимо будет оформить «Зеленую карту» — страховку (аналог нашего полиса ОСАГО) для свободного проезда по всем странам следования.

Про деньги

Держите хороший запас денег на кредитных карточках, так как евро — официальная денежная валюта только в самой Черногории, в остальных странах деньги свои.

Наличные евро берите мелкими купюрами. Бумажку в 100 евро разменяете только в банке.

В Белоруссии на некоторых заправках (в частности заправках «Лукойл») принимаются российские рубли, но не везде.

Про навигацию

Нам указывали путь навигатор Tibo A1000 с дополнительно установленными картами Восточной Европы (кроме Сербии), две раскладных бумажных карты и атлас автомобильных дорог Европы.

Внимание! Строго соблюдайте скоростной режим! Даже если автомобили с местными номерами будут на него активно плевать, обязательно включайте ближний свет фар в любое время суток и не включайте противотуманные фары без надобности!

На машине в Черногорию. Поездка

Старт в 10.00 из Санкт-Петербурга по Пулковскому шоссе через г. Псков на Белоруссию. В Псковской области дороги оставляют желать лучшего, будьте внимательны и строго соблюдайте правила дорожного движения. Сотрудники ДПС встречаются очень часто и в самых разных местах. Проезжаете г. Псков, г. Остров, и г. Опочка. Далее возможны две дороги: через г. Пустошка на г. Невель и, далее через границу в пос. Юховичи на г. Витебск, или через населённый пункт Себеж, далее через границу на г. Полоцк. Дорога во втором случае короче на 100 км, но необходимо будет оплатить проезд через Себежский заповедник (от 250 рублей, в зависимости от типа авто). Проезд через Российско-Белорусскую границу свободный.

Белоруссия. Братская республика отличается, прежде всего, ухоженными трассами. Дороги везде ровные, валяющегося по обочинам мусора вы не увидите нигде, регулярно встречаются уютные места для отдыха. Но есть два предостережения. Во-первых, въезжайте в Белоруссию с полным баком бензина. Заправочные станции по трассе будут встречаться нечасто, и стоимость бензина резко отличается от российского в большую сторону (цена за литр 95-го составляла около 35 российских рублей, а сейчас и того больше). Во-вторых, сотрудников ГИБДД по трассе практически нет (только на подъезде к крупным населенным пунктам), однако не теряйте бдительность: превышение скорости более чем на 20 км/ч — лишение прав! «Договориться» с местными представителями власти можно, но сложно.

Следующий город — столица Белоруссии, город Минск. Прекрасный город, излучающий теплоту и доброту. Если будет время, обязательно задержитесь в нём, погуляйте по Троицкому предместью или в парке Комсомольского озера.

После г. Минска дорога лежит на г. Брест, к Белорусско-Польской границе. Трасса «Минск-Брест» — по сути, платный автобан. Но плата мизерная, а дорога отличная. Именно на этом отрезке пути мы не смогли удержаться от соблазна и «завалили» спидометр нашей 308-ой…

С точки зрения отдыха, у нас было преимущество. В Витебской области у меня есть родственники, которые приютили нас на ночлег. Но в Витебске, Минске или Бресте найти недорогую гостиницу проблем не составит (в том числе и через Интернет), да и по трассе периодически встречаются придорожные мотели.

Расстояния (от Санкт-Петербурга):
До Витебска - 670 км.
До Минска - 800 км.
До Бреста - 1140 км.


Старт из Витебской области в 9.00. Где-то в обед подъехали к Белорусско-Польской границе. Очередь машин в 20-25, простояли часа три, документы оформили минут за двадцать. В начале пятого въехали в Польшу.

После пересечения польской границы наша дорога вела через г. Люблин в г. Жешув, и далее к границе со Словакией. Дороги в Польше хорошие, но узкие. Трасс как таковых нет, через каждые 5-10 км обязательно встретиться деревушка. Везде всё чисто и аккуратно. Ехали достаточно долго, по правилам: в населённых пунктах — 50 км/ч, вне — 80-90 км/ч. Одной из особенностей дорог является их гладкость. В Польше исчез звук от шин, разговаривать в машине на скорости 90 км/ч можно было шепотом.

Польский — очень забавный язык, большое количество ласкательных суффиксов и звуков «ша» предают ему неповторимый оттенок. Русский язык все понимают, да и польский, в общем, понятен, поэтому с аборигенами мы общались без особых проблем.

Стоит обратить внимание, что в Польше всё работает до 19.00-20.00 часов. Позже всё «вымирает», работают только заправки. На протяжении всего пути в Польше регулярно встречались отели и мотели. Но ночевать было решено в Словакии, чтобы утро начать в новой стране — это было ошибкой!

Польско-Словацкая граница представляет собой… Fiat Uno 80-х годов выпуска, с двумя пограничниками и амбарной книгой. В неё нас записали и с Богом отправили дальше. Необходимо было подыскать место для ночлега. Это оказалось нелегко. Ночевать в Словакии негде: по дороге нет ни мотелей, ни отелей — только в крупных городах. Волей случая, в ближайшем после границы населенном пункте заговорили с молодым человеком лет 20-ти, который предложил переночевать у него за 30 евро. Делать нечего — согласились! Около 2-х часов ночи подъехали к симпатичному двухэтажному дому. Дверь открыла заспанная мама гостеприимного незнакомца. Парень объяснил ей кто мы и зачем пришли. Женщина проводила нас в гостевую комнату, сонный папа принёс нам подушки и одеяла, показали, где ванная и туалет. В общем, (не за дорого) оказали радушный приём совершенно незнакомым людям. Вот оно — славянское братство! Русский язык понимают, но очень плохо, объяснялись с применением английского и «пальцев».


Двинулись в сторону Венгрии через г. Прешов и г. Кошице. Словакия, мягко говоря, страна небогатая. Смотреть по дороге особо не на что. Почти всю дорогу кукурузные поля. Дороги в Словакии неплохие, но регулярно встречались и разбитые участки асфальта. Машинвстречалось мало, поэтому уже к 13.00 мы подъезжали к Словацко-Венгерской границе.

Расстояние :
от Бреста до Кошице - 550 км.

Границы между Словакией и Венгрией нет вообще, только брошенный таможенный терминал, который никто не охраняет. То, что Венгрия — страна с более развитой чем Словакия экономикой, видно сразу. Хорошие широкие дороги с асфальтированными обочинами, в большинстве своём ровные. Регулярно встречаются современные заправочные станции, в которых есть даже душевая комната! Трассы достаточно загруженные, но местные водители едут по ним потоком, со скоростью 120-140 км/ч. Движение в таком режиме позволило нам проехать Венгрию очень быстро, без боязни попасться полиции. Благо, что местные водители предупреждают о засадах так же, как и в России. Стоит обратить внимание на особенности обгона в Венгрии. Водитель автомобиля, который решил совершить обгон, включает «аварийку» и смело выезжает на встречную полосу. Автомобиль, который двигается по встречной полосе, перестраивается на обочину, пропуская обгоняющего.

Маршрут по Венгрии выглядел следующим образом: через г. Мишкольц на г. Будапешт, далее по трассе «Е-75» через г. Кечкемет на г. Сегед, и затем, через Сербскую границу в г. Суботица.

В Будапеште хотели задержаться чуть подольше. Проехали через центр города, но ничего особо интересного не увидели, а искать времени не было. Венгры ни на английском, ни на франзуском, ни тем более на русском языке не говорят. Общались «на пальцах»

Расстояние :
от Кошице до Субботицы - 480 км.

На всём протяжении пути через Польшу, Словакию и Венгрию регулярно встречаются указатели. Ориентироваться на трассе просто. В городах и населённых пунктах очень выручает навигатор, подсказывая нужный поворот или съезд.

Однако в наш электронный путеводитель по непонятным причинам не установилась карта Сербии. И, надо сказать, что именно дорога по Сербии оставила у нас больше всего впечатлений, причем, как и позитивных так и негативных.

Про бензин

Бензин в Восточной Европе дорогой. Разброс цен (в пересчете) от 1,35 до 1,55 евро за литр 95-го. Некоторые заправочные станции сбивали нас с толку от количества видов топлива: одного 95-го встречалось по 4 вида.

Венгерско-Сербская граница представляет собой стандартный таможенный терминал. На границе свободно. Посмотрели ваучер и водительское удостоверение, поставили штампы в паспорта и пропустили. Дорога в Сербии продолжала радовать нас своим качеством: ровная и свободная. После г. Суботица шоссе вело нас к населенному пункту Нови-Сад. Далее есть возможность поехать двумя путями. Первый: не сворачивая с трассы «Е-75» ехать прямо до Белграда, и далее по шоссе «Е-763» до границы с Черногорией. Второй путь более сложный, через Боснию и Герцеговину: от г. Нови-Сад съехать на дорогу №21, пересечь шоссе «Е-70» и двигаться на г. Шабац. Дальше необходимо попасть на дорогу №19 и ехать на запад, через населённые пункты Дуваниште, Лешница, Баня-Ковиляча, и далее вдоль реки Дрины до пограничного переезда через мост в г. Зворнике. В России нам советовали ехать через Боснию и Герциговину. Но, посмотрев на сложность маршрута, и, польстившись качеством шоссе до г. Нови-Сад, мы решили ехать через Белград — это была вторая ошибка! Дело в том, что дорога после Белграда до самого побережья Адриатического моря — это дорога через горы, в то время как путь через Боснию и Герцеговину — в объезд. Но об этом далее.

Сам Белград до сих пор представляет собой большую стройку, видны следы военных событий 1999 года, на улицах много мусора, указателей в городе практически нет (напомню, что карта Сербии в нашем навигаторе отсутствовала). Зато дороги везде идеально ровные. Кое-как мы нашли выезд из города на нужное шоссе Е-763. Темнело. Следующим ориентиром служил г. Чачак. По пути в этот населённый пункт у нас случилась первая встреча с полицией. Нас оштрафовали за включенные противотуманные фары (в пересчете) на 40 евро. Сначала полицейский брать штраф в евро отказывался, но, поняв, что других денег у нас просто нет — отвёл в сторонку, положил деньги в карман и, улыбнувшись, отпустил. Когда стемнело совсем, мы начали въезжать в горный район. Стало закладывать уши. Указатель забортной температуры с +23 опустился до +3 градусов Цельсия.

После г. Чачак дорога лежит в г. Ужице и далее в пос. Приеполе к Сербско-Черногорской границе. Отъехав от Сербской столицы 150 км, мы поняли, что в горах ночевать будет негде. Встречавшиеся горные поселения представляли собой плачевное зрелище. Именно в этот момент, нашим экипажем было принято мужественное решение ехать до конечного пункта назначения без остановок!

По горному серпантину мы ехали впервые. Испытали всю гамму чувств от дороги. Прежде всего, от красоты и монументальности скал и обрывов в лунном освещении. Отбойники над обрывами встречались раз в сто метров, на каждом третьем повороте лежали венки и цветы. От впрыснутого в кровь адреналина сон прошёл сам собой, концентрация стопроцентная. При скорости 60 км/ч в закрытых поворотах нас ещё умудрялись обгонять туристические автобусы! На границу с Черногорией приехали поздно ночью.

Расстояние :
От Суботицы до границы с Черногорией - около 550 км.

На границе с Черногорией, кроме стандартных паспортных процедур, нас попросили оплатить экологический сбор (15 евро) за проезд по заповеднику. Выдали наклейку, которую необходимо было наклеить на лобовое стекло. Горная дорога Черногории ничем особо не отличалась от сербской — всё тот же серпантин, только уже направленный на спуск. На подъезде к г. Подгорица дорога начала выпрямляться. Бензин в Черногории самый дешевый из всех восточноевропейских стран — 1,22 евро за литр 95-го. На рассвете, около 6 часов утра мы проехали г. Цетине — последний ориентир перед конечной точкой маршрута. А когда солнце полностью поднялось из-за горизонта, мы увидели лазурное побережье Адриатического моря и основной центр туристической жизни Черногории — город-крепость Будва.

Расстояние :
От Сербско-Черногорской границы до г. Будва - около 550 км.

Для описания достопримечательностей Черногории потребуется отдельная статья, так что оставим это на будущее. Скажу лишь, что эта страна заслуживает того, чтобы в ней хоть раз побывать.

…про обратный путь

Обратим Ваше внимание на одном дне из путешествия в обратном направлении. Мы решили ехать через Боснию и Герцеговину. Возвращались также, до г. Подгорица, только потом следует ехать на г. Никшич и, далее через пос. Плужине к границе по шоссе «Е-762». Никаких проблем на границе не возникло, все документы оформлялись быстро и чётко. Решено было посетить столицу — г. Сараево.

Центр этого города немного напоминает архитектурой родной Санкт-Петербург, особенно в районе набережной реки Миляцки. После посещения столицы нам необходимо было попасть на Боснийско-Сербскую границу в районе г. Зворник. Дорога туда лежит через населённый пункт Власеница и, далее на северо-восток к реке Дрине. До пограничного моста дорога проходит вдоль этой реки, ну а дальше, переехав мост, вы возвращаетесь в Сербию. Сравнив два маршрута на собственном опыте, мы однозначно решили, что более длинный путь через Боснию и Герцеговину оправдан. Горных дорог значительно меньше, крутизна серпантинов более плавная, а значит и средняя скорость выше. Также упал средний расход топлива, который в горах достигал 13 литров на сотню из-за постоянного включения пониженных передач, вплоть до первой.

В Боснии и Герцеговине, на шоссе посреди леса нас второй раз остановила полиция за превышение скорости на 20 км/ч. В пересчёте с местной валюты на евро штраф составил 20 «европейских единиц». Брать в евро также отказались и отпустили так.

…А вот проезжая Польшу на обратном пути, мы превысили скорость аж на 60 км/ч, не заметив знака «Населённый пункт». После 15-ти минутного разговора в машине, отделались «неофициальным штрафом» в 100 евро (официальный был 200 евро). Так что не только наши стражи закона не гнушаются дополнительным заработком…

На машине в Черногорию: итоги

Туда и обратно — 7 126 км за 8 дней. Поездка дала массу впечатлений. Но, обратим Ваше внимание на то, что целью был именно отдых в Черногории, поэтому в большинстве интересных мест по пути следования останавливаться мы не стали, чтобы не терять времени. Водительская и физическая подготовка должна быть на хорошем уровне. Затраты на топливо составили около 1300 евро на троих. Никаких криминальных происшествий за всю дорогу не было. За свою жизнь, здоровье и имущество ни разу волноваться не пришлось.

С точки зрения экономической целесообразности, разницы между путёвкой с билетом на самолет и самостоятельной поездкой на машине нет. Но если вы готовы к приключениям, хотите своими глазами увидеть, как живут люди в других странах, обогатить своё мировоззрение — смело отправляйтесь в путь. Это очень интересно!

Самый сказочный каньон в Черногории — реки Мртвица, хотя название устрашающее, но я всем советую отправиться в пеший поход. Здесь есть лишь тропа, поэтому вы останетесь один на один с бурлящей горной рекой и местными джунглями. Поверьте, каньоны рек в Черногории стоит смотреть не с окна туристического автобуса. Да и таких скрытых красот Черногории «толпе» …

ТОП 20 мест — что посмотреть в Будве и окрестностях (карта)

Я живу в Будве 8 лет, изучила каждый уголок досконально. Это главный курорт Черногории, и на его достопримечательности можно потратить от 1 часа, захватив лишь старый город, так и до пары дней, если посещать все пляжи, монастыри, крепости и ходить в треки в горы. Воспользуйтесь моими советами и скачайте карту с достопримечательностями Будвы и окрестностей. …

Что посмотреть в Херцег-Нови и окрестностях (карта)

Яркий и солнечный, с милыми двориками и зелеными парками, старинными крепостями и особняками, стремящийся в гору по 1000 ступенькам — всё это о городе Херцег-Нови. Добравшись сюда на автомобиле, в самый конец бухты, вам захочется сделать паузу на пару часиков. В этой статье каждый найдет для себя полезную информацию — что посмотреть в Херцег-Нови и …

К ущелью Горло Соколово: на авто по Черногории

Одно из самых крутых панорамных мест в черногорских горах — ущелье Горло Соколово (Grlo Sokolovo), особенно для ленивых туристов. Тут есть пешеходный маршрут, он под силу как пенсионерам, так и детям, а еще джипам. Если вы никогда не бывали в Албании и не имеете представления как выглядит соседняя страна — тут вас ждет открытие о …

Маршрут на авто к горам Комови и Проклетие по каньонам Черногории

В конце мая 2017 г мы с друзьями решили проехаться по горам Черногории с 1 ночевкой, отель я бронировала уже в дороге. А поскольку в Черногории горы находятся повсюду, то я выбрала редко посещаемые — Комови и Проклетие. Также здесь можно задержаться на дольше ради трека, мы в другой раз сходили на пик Волушница. А пока …

Плав в Черногории: горные озера, Кулы, мечети и монастырь

На северо-востоке Черногории есть масса красот, куда редко ступает нога туриста, а зря… Одним из таких городов является Плав. Природный ландшафт этого места выглядит сказочно — город расположился на берегах самого большого ледникового озера в стране — Плавского, а вокруг возвышаются зеленые горы Виситор и Проклетие. Этот регион несколько веков был частью Османской империи, поэтому …

Нетуристическая Черногория — 13 самых красивых мест

А для вас какое место в Черногории самое лучшее, красивое и подходящее для отдыха? 😍 У меня ТОП мест в Черногории меняется из года в год — всё больше погружаюсь в страну и влюбляюсь, как девчонка-первоклассница. И это не популярные места в Черногории, напротив, в них должна быть тишина, живописные картинки, аутентика в архитектуре, неиспорченные …

Маршрут по Черногории: Липская пещера-Цетинье-Ловчен-Негуши-Котор (карта)

Из Будвы в нацпарк Ловчен можно добраться несколькими способами: взяв автобусную экскурсию, самостоятельно на машине, с таксистом. Ехать около одного часа, но сам путь содержит в себе целый маршрут, которого хватит на 6-10 часов. Дороги в Черногории повсюду пересекают горы, поэтому будьте готовы к серпантинам, ровных участков мало. Уехать в Цетинье-Ловчен советую всем, кто устал …

Трек в горах Проклетие «Долина Гребае — Волушница»

Для активных людей в национальном парке Проклетие есть несколько вершин высотой 1800 — 2500 м, куда можно сходить в однодневный трек, отдохнуть морально, полюбоваться дикой природой, насладиться вдоволь черникой. Представьте — середина августа, мы наконец с душного побережья Адриатики умчали в горы Проклетие. Я настолько устала в прошлом году от 40-градусной жары, что +15 вечером и горный …

Крепость Космач с панорамой на Будву и Бечичи

Если будете отдыхать в Будве, обязательно прокатитесь до крепости Космач 🏰 Она находится пол пути в Цетинье, нужно лишь свернуть в поселке Браичи — на карте. Это австрийская крепость сер. 19 века, она хорошо видна с трассы, лишь последние 500 м придется пройти пешком (maps.me подскажет). Виды отсюда сногсшибательные! На море и всю Будванскую ривьеру🌅 Советую приехать …

Букумирское озеро — спасение от жары в Черногории!

В 50 км от жаркой Подгорицы есть невероятный пейзаж — Букумирское озеро в окружении гор в снежных шапках. Это Кучке планине, первое слово — пренадлежность племени Куча, второе в переводе — горы. Но мало кто из Подгоричан видел Букумирское ледниковое озеро, я уже не говорю об остальных черногорцах… Да, дорога «слегка» извилистая и подташнивает от …

Ловчен в Черногории и мавзолей Негоша

Национальный парк Ловчен — один из 5 заповедников в Черногории 🌳 Он ближе всего находится к морскому побережью, поэтому его туристы посещают первым делом. Сюда стоит ехать летом ради горной прохлады, ведь высота горной гряды достигает 1749 м. Весной луга Ловчена усеяны крокусами, осенью деревья в золотистых одеяниях, а зимой склоны укрыты снегом. Для поездки на …

. Первый порадовал ценой, взяла автомобиль за 10 евро в сутки, и оформила все буквально накануне. Правда, машина была не очень чистой, плюс из-за ошибки в заказе вместо автомата мне пригнали механику. Машину быстро поменяли, но все равно пришлось подождать. В целом, отзывы в интернете хорошие, а сотрудники отзывчивые и доброжелательные, так что остались положительные впечатления.

Второй сервис - RentalCars - агрегатор, где можно найти разные компании по прокату. Здесь авто обошлось мне в 30 евро за сутки. Документы оформили быстро, машина была в хорошем состоянии, в дороге показала себя молодцом.

Также вы можете арендовать машину через «Островок». Просто напишите на [email protected] , расскажите о деталях поездки и укажите пожелания к машине. Специалисты свяжутся с вами и подберут автомобиль.

Что надо знать, когда берёшь авто

1. Дороги бесплатные.

Единственное место, где взимается плата, - проезд через туннель Созине к городу Бар. Но и его можно объехать по бесплатному участку.

2. Найти и оплатить парковку достаточно просто.

Есть как платные, так и бесплатные паркинги. Цены на платные парковки везде разные, узнавать нужно на месте. Иногда можно припарковаться на целый день за один евро, а иногда только час стоит два.

3. Не паркуйтесь близко к другим машинам.

Отношение к автомобилям у местного населения очень потребительское: пылинки не сдувают и особо не берегут. Ваше авто могут поцарапать, просто открыв в него дверь собственной машины на парковке. Если боитесь таких ситуаций, лучше возьмите у прокатчика полную страховку.

4. Уточните, есть ли у арендованной машины green card.

Это международная страховка, которая позволяет выезжать за пределы страны. Расстояния в Черногории маленькие, за день вполне реально доехать до соседней Сербии, Албании или Боснии. Но если green card у машины нет, покидать Черногорию вы не можете.

5. Скачайте GoogleMaps и Maps.me.

Чтобы уверенно передвигаться по стране, пользуйтесь сразу двумя картами. Первая иногда путает маршруты, но на ней можно найти практически любые места. Maps.me достаточно точно рассчитывает маршруты, но иногда, особенно в глубинке, прокладывает путь по пунктирным дорогам. В гористой местности ездить по такими дорогам трудно, так что лучше езжайте по основной трассе.

6. Будьте осторожны на серпантинах.

Серпантинов и узкий горных дорог в Черногории много, особенно в Дурмиторе, и часто двум машинам разъехаться непросто. Местные жители ездят довольно быстро даже в опасных местах, лихачат на поворотах и вообще весьма бесстрашны. Но не берите с них пример: ведите машину медленно и осторожно с учетом непредвиденных встречных водителей.

Маршрут на полный день Будва – Дурмитор

Расскажу вам об одном из любимых маршрутов. Он прекрасен своей атмосферой, местами, где по-настоящему отдыхаешь душой, наслаждаешься тишиной, природой и забываешь про давящую цивилизацию.

А - Будва, B - монастырь Морача, C - парк Биоградская гора, D - мост Джурджевича, E - Чёрное озеро в Дурмиторе

Для удобства будем считать отправной точкой Будву - один из самых известных туристических городов. Выехать из Будвы советую в семь-восемь утра, чтобы легко промчать по полупустым дорогам, хотя в не сезон пробок и так не будет. Общий маршрут с остановками, прогулками, перекусами, фотографиями и обратной дорогой займет 15-20 часов. Переезды небольшие и в тот же день получится вернуться обратно. Но можно предусмотреть ночевку в Колашине или Жабляке и разбить маршрут на два дня.

Будва – Монастырь Морача

Дорога с побережья до монастыря займет 1,5-2 часа. Путь пролегает через горы, а после Подгорицы - через каньоны рек, где захочется останавливаться каждые 500 метров и рассматривать все вокруг.

Монастырь Морача был основан в 1252 году, и современники считают его важным памятником Средневековья на Балканском полуострове. Монастырь находится в каньоне реки Тары, со всех сторон окружён горами и утопает в сочной зелени. Для меня это своеобразное место силы: здесь царят спокойствие и тишина, которые наполняют энергией и полностью перезаряжают.

Погуляйте по территории, загляните в сад с розовыми кустами, попейте воды в небольшом источнике. Считается, что вода целебная, так что местные и туристы набирают её в бутылки и увозят с собой. Также тут есть маленькая пасека и продаётся монастырский мёд. При желании вы можете пообщаться со священником и поставить свечки, а после прогулки выпить прохладительных напитков в небольшом деревянном кафе.

Монастырь Морача – парк «Биоградская гора»

Все по той же живописной дороге, через город Колашин, вы поедете в национальный парк «Биоградска гора». Если вы уже проголодались, то заезжайте в Колашин и перекусите в ресторане «Савардак» - небольшое уютное заведение в виде юрты. Здесь готовят национальную еду и традиционный северный качамак - сытное блюдо на основе картофеля и кукурузной крупы. После такой «заправки» можно смело отправлять дальше и исследовать национальные парки и озера.

Гордость парка - Биоградское озеро, расположенное в природной межгорной котловине над уровнем моря. Это озеро считается крупнейшим среди других шести озер парка. Часа хватит, чтобы исследовать место, полюбоваться природой и даже покататься на маленькой лодке.

Парк «Биоградская гора» – мост Джурджевича

Дорога от Биоградского озера до моста займет около часа. Это одно из известных туристических мест, но очарования от этого меньше не становится. Мост Джурджевича парит над рекой Тарой на высоте 172 метра. Пожалуй, это лучшая смотровая площадка на каньон и лазурную горную реку. Когда стоишь посередине моста на пешеходной зоне и смотришь вокруг, дух захватывает напрочь: под тобой пропасть, а вокруг необъятные просторы и уходящий вдаль леса.

Любители экстрима могут прокатиться на зиплайне - пролететь над каньоном Тары на стальном канате от одного берега реки до другого. Впечатлений хватит надолго! Если предпочитаете спокойно созерцать прекрасное, расположитесь в кафе с видом на мост и подкрепитесь десертом.

Мост Джурджевича – Чёрное озеро в Дурмиторе

Следующий пункт - Crno Jezero, или Чёрное озеро. Я слышала легенду, что озеро называют чёрным не из-за каких-то мрачных историй, а благодаря природным особенностям местности. Озеро окружено горами, над ним часто нависают облака и кажется, что вода почти черного цвета - отсюда и название.

Чтобы пройти к озеру, нужно будет купить билет в парк «Дурмитор», стоит около 4 евро. В этих местах уже чувствуется север - температура ниже, чем на юге, а вокруг преимущественно хвойные леса. Обязательно возьмите теплую кофту или даже куртку, чтобы гулять было комфортно. По дороге к озеру можно купить лесные ягоды. Поскольку Дурмитор один из самых экологически чистых районов Европы, за качество лесных вкусняшек можете быть спокойны.

Когда вы пройдете пешую тропу и доберетесь до берега, поймете, почему я советую здесь побывать. Цвет воды поражает, вокруг густые ели и высоченные горы. Пляжей тут нет и не зря: если вы не «морж», то купаться холодно даже летом. Температура воды на четыре-шесть градусов ниже температуры воздуха. Оценивайте свои силы. Я бы рекомендовала плавать в море, в тёплой воде, а сюда приезжать ради природы. Хотя некоторые туристы делают быстрые заплывы для галочки.

Можете взять лодку и покататься по озеру или же устроить ягодный пикник на берегу, поедая землянику и чернику, купленные по дороге. Редкой красоты природа делает Чёрное озеро идеальным местом для фотосессий, тут есть где разгуляться. Кроме того, вокруг всего озера проходит пешая дорожка, пройти её можно за 2-3 часа.

Чёрное озеро - конечная точка нашего маршрута. Теперь можно возвращаться в Будву, обратная дорога без остановок займет примерно 3,5 часа.

Где остановиться

Если хотите разбить маршрут на два дня, рекомендую остановиться в Колашине или Жабляке. Колашин вы как раз будет проезжать после монастыря Морачи. Тут много прекрасных отелей с бассейнами, спа и хорошей кухней. Например, - уютный отель с деревянной отделкой, расположен прямо по пути, так что не придётся петлять и уходить с маршрута.

Более бюджетный, но такой же комфортный вариант для ночёвки, - отель . Он находится рядом с горнолыжным комплексом, так что если дорога вас не очень утомила, отправляйтесь в Ski Сentar Kolasin. Здесь работает подъёмник, который вознесёт вас на высоту 1450 метров - оттуда открывается роскошный вид на горные массивы и леса с вековыми пихтами.

Второй вариант для остановки на ночь - Жабляк. Это маленький городок с населением 4200 человек, он будет уже в самом конце маршрута. Так что после прогулки к Чёрному озеру вполне можно заселиться в отель и отдохнуть в спа или сходить в ресторан. Из интересных фактов: будете спать на высоте 1456 м, в самом высокогорном поселении на Балканах, и дышать дурмиторским воздухом. Могу порекомендовать очаровательный - тут есть бани, спа и собственный ресторан. Другой вариант - коттеджный комплекс , который находится прямо на территории национального парка Дурмитор.

Памятка для путешествующих по маршруту Будва-Дурмитор

  • Решите, разбивать маршрут на два дня или нет. Если хотите остановиться на ночевку, забронируйте отель в Колашине или Жабляке.
  • Возьмите тёплые вещи - в национальном парке Дурмитор будет достаточно прохладно.
  • Не паркуйтесь близко к другим машинам, сосед может поцарапать ваше авто и уехать, а с прокатчиками объясняться вам.
  • Не лихачьте на серпантинах, ведите машину осторожно и не разгоняйтесь.

Редакция выражает благодарность Анастасии Колесниковой www.akolesnikova.ru за предоставленные фотографии.

Началось всё с того, что когда-то давно лет 12-13 назад, а может и еще больше, услышал я про такую страну как Черногория, тогда еще самое молодое государство, в принципе, как и сейчас. И что-то меня зацепило, начал узнавать про эту страну, шерстил интернет, тогда толком еще не понимал, что я вообще хочу. Просто рассматривал красивые места в интернете. Потом уже в более сознательном возрасте я понял, что хочу туда. Тогда это была мечта, которая впоследствии стала целью. Хотелось улететь еще летом 2018, но пришлось поменять работу и отпуска было не видать до этого года.

В это путешествие планы были проехать «немного дальше» в Евразию от практически самой восточной точки до самой западной. Идея этого маршрута была задумана после путешествия в 2011 году, когда мы проехали от Японского моря до Северного моря в Нидерландах и Бельгии. В этом же году продвинулись до Атлантического океана на мыс Рока в Португалии. Итак, все по порядку.

24.01.2018 40679 242


Но просто Турции мне было мало. А если ехать вокруг Черного, то под удар попадают и Болгария, Румыния, Молдавия. Блин, ну а потом Украину надо обходить, а это и Венгрия, Чехия, Польша. А если идти вокруг, так может взять западнее и ударить по Греции, Черногории, ну а там и Италия рядом. А над ней Швейцария. И понеслось. И понеслось. Да так, что стран вышло 17.


После холодной сибирской зимы 2017 года, наступила чуть менее холодная весна. Всем сразу захотелось погреться на море. Прошедшие, с нашей последней поездки по трем Закавказским странам, десять месяцев, намекали на то, что давно бы пора съездить в отпуск. К сожалению, горячую путевку, ни в какой Таиланд, в этот раз словить не удалось. А отдавать за тур 130000 рублей на 10 дней, в формате ВВ, как-то сильно не хотелось. Поэтому наши взоры были обращены в сторону западных морских курортов. Случайно на глаза попадается достаточно выгодное предложение от авиакомпании S7 по Черногории. Немного поразмыслив, мы решаем провести пару отпускных недель в этой европейской стране. Авиаперелет из Кемерово в Тиват и обратно обходится на двоих взрослых и двоих детей (6 и 9 лет) всего в 69 тысяч рублей. Тариф «Эконом базовый» без багажа, но с ручной кладью по 10 кг на каждого пассажира, чего вполне хватает для необходимых на отдыхе вещей. Для сибиряков, учитывая два перелета в сумме по 8 часов каждый, это очень выгодный вариант.


Оформили болгарские визы, срок около недели, (70 евро - взрослая; 35 евро - детская; включая медицинское страхование), грин-карта (около 30 евро). Прошерстив интернет и взяв во внимание рассказы друзей, зарезервировали на сайте booking.com апартаменты в г. Жабляк (на 2 суток по 35 евро/сутки), в г. Котор (на 3 суток по 30 евро/сутки).


Расскажу про 3-дневную экскурсию по Черногории на прокатной Mazda2 в сентябре 2016 года. Машину я бронировал заранее в известной прокатной фирме в Будве и получил почти то, что ожидал: Mazda2 1.5 МТ 2015 года без дефектов, без неисправностей и БЕЗ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА. Отсутствие запаски для нашего маршрута было неприятным сюрпризом, Я попросил менеджера дать другую машину, неважно дороже или дешевле, но с запаской, чего сделать он в этот день не смог, типа все расписано. Ну что - смотрю с унынием на маленький баллончик с химией, который заботливо положили в нишу для докатки и в путь. Все время поездки, а особенно ночью, на горной дороге в голове эта мысль: «Быть аккуратнее, объезжать камни, мы без запаски». Сама Mazda2 управляется блестяще, а после рестайлинга получила новый интересный дизайн и хороший для компактной машины уровень комфорта. Для удобства страта в горку встроена «противооткатная» система. С чем же связано, что у нас Mazda2 не прижилась?


Краткие выводы: Балканы - регион, как будто специально созданный для путешествий. Очень красивая и разнообразная природа, сосредоточенная на относительно небольшой территории; тёплый климат и море; адская смесь культур и вер; богатая история; вкусная и недорогая (по сравнению с западной Европой) кухня; дружественное отношение к россиянам и близкий для понимания язык (кроме Албании) делают отдых на Балканах насыщенным и незабываемым. Мы с огромным удовольствием снова приедем туда и, может быть, не один раз.


Отпуск на июнь намечался относительно большой для нас - 3 недели, в связи с чем было решено ликвидировать эту топографическую несправедливость и прокатиться по бывшим федеративным республикам Югославии. Я понимал, что даже 3 недель не хватит, чтобы более-менее обстоятельно увидеть все 6 молодых государств, образовавшихся после распада СФРЮ. Однозначно хотелось познакомиться с братской Сербией, отдохнуть 3-4 дня на море в Черногории, обязательно посетить загадочную Боснию и Герцеговину, ну а дальше как получится. При этом такие транзитные шенгенские страны как Польша, Словакия и Венгрия тоже не хотелось бы пролететь не глядя, без остановок.


Чуть более месяца назад вернулся из своего очередного путешествия по Черногории. В предыдущий раз я приезжал туда весной прошлого года, и с того момента в этой чудесной стране произошли определенные и довольно-таки значимые, в том числе и для российских туристов изменения, о которых я бы хотел рассказать. Полагаю, что эта инфа окажется полезной многим, кто намеревается в ближайшее время посетить Монтенегро.


Желание посетить Болгарию появилось у меня после случайно найденного в интернете официального туристического портала этой страны: http://bulgariatravel.org/. На этом сайте указаны практически все достопримечательности Болгарии с их описанием, фотографиями, часами работы, стоимости экскурсий, указанием GPS координат. Многие считают, что кроме моря там ничего интересного нет. А ведь в Болгарии много пещер, водопадов, термальных источников, скалы, ущелья, древние города, крепости и т. д. Достопримечательностей хватит не на одну поездку.

Находиться весь отпуск на одном месте, пусть даже на море, даже в хорошую погоду, даже в таком оживленном курортном городе, как Будва — согласитесь, скучно. А уж если солнце скрылось за облаками и идти на пляж нет смысла — тут уж обязательно надо куда-то съездить, что-нибудь посмотреть. И тут встает вопрос — пойти купить экскурсию или направится в сторону прокатной конторы. Первый вариант дает возможность полностью расслабиться, и прихлебывая из заранее заполненной фляжки местный Вранац, спокойно слушать рассказы гида, но это, конечно, не так интересно, как самостоятельное путешествие на авто. Разве поехал бы экскурсионный автобус в Жабляк короткой дорогой, через перевал? А мы поехали, совершенно не представляя, что нас там ждет...

Да же в начале сентября, когда пик сезона уже позади найти не дорогую "живую" машину в прокатной конторе Будвы довольно сложно, лучше заказывать заранее. Но нам повезло — удалось взять бензиновую Тойоту Ярис, причем, прокатчики даже не попросили оставить залог. Странно, но дизельные машины в Черногории почему-то не жалуют, хотя рельеф местности очень к этому располагает. Итак, фляжки заполнены, пршут закуплен, пора в путь!

Будва осталась позади

Пока закупали провиант и наполняли фляжки, погода существенно улучшилась, и мы тут же свернули на ближайший пляж, чтобы продолжить овощной отдых солнце припекает, но решение принято, и мы уезжаем дальше от солнечного побережья в суровые (как потом выяснилось) черногорские дали. С плаката скупившей половину Черногории российской компании улыбаются нам вслед.

Планирование маршрута осуществлялось практически на ходу, с использованием навигационной программы. Дорога пока хорошая, машин не много, по сторонам — красота!

Даже пассажиры иногда отвлекаются от фляжки, чтоб куснуть пршута полюбоваться видами

Перед тоннелем остановились, чтобы перевести дух и набраться храбрости сфотографировать величественные горы, и дорогу по которой только что проехали.

На развилке после Шавника свернули налево, и тут же поняли, что допустили роковую ошибку почему Черногорию называют Черногорией

Тем временем дорога становилась все уже, а температура за бортом все ниже

Забираемся на перевал, дорога настолько сузилась, что дальше можно ехать только на ишаке разъезд со встречной машиной может вызвать проблемы. Перед крутыми поворотами, коих великое множество, сигналим в клаксон, чтобы встречный камаз случайно не раздавил нашу консервную банку предупредить о своем приближении. Но, машины по этой дороге практически не ездят, т.к. все умные люди едут по другой, хорошей дороге через Мойковац

Встречных и попутных машин нет, зато есть коровы

И, наконец-то, люди! Правда, непонятно, что они там делают, очень похоже на какой-то ритуал. Не стали выяснять подробности, чтобы нас случайно не принесли в жертву

Тем временем за бортом становится совсем не жарко, наверно, надо было взять с собой теплую одежду. Но кто ж знал, что разница температур с Будвой составит целых 20 градусов!

Быстро осматриваем попадающие на пути достопримечательности — и скорее обратно, в машину, там тепло, там печка

По всему видно, что места тут не туристические.

Брошенные дома, мрачно, безлюдно

Но все-таки и среди этого уныния, как оказалось, есть жизнь

Заборы выполняют чисто символическую функцию

Назначение таких мостиков перед некоторыми домами осталось загадкой

Жутковатое с виду жилище, а бампер у машины из натурального дерева!

Добрались до Жабляка, посмотрели на Черное озеро, и поехали искать ночлег. Ужин в гостинице в окрестностях города обошелся в смешную сумму, в разы дешевле, чем в Будве, причем доесть все предложенное мясо было очень трудно, но мы справились!

Т.к. смотреть в Жабляке было больше нечего (а может быть и было, но мы не знали, чего еще там смотреть), на следующее утро отправились в обратный путь. Термометр в машине показал +3, в футболке было совсем холодно, пришлось дрогнуть пока салон не прогрелся. По горам полз туман

Обратно поехали уже по другой дороге — через Мойковац, по пути есть очень красивый мост

Но его, наверно, уже все 100 раз видели на туристических проспектах и в путеводителях

По мере приближения к побережью теплело, солнце появлялось все чаще и чаще

Дома уже не такие страшные, печку в машине выключили

Когда проезжали Скадарское озеро, стало уже жарко, включили кондиционер

Если Вам понравились представленные в топике деревенские домики и Вы, возможно, находитесь в поисках «новой родины», можете ознакомится с ценами на недвижимость в Черногории. На сайте также много предложений таунхаусов и квартир в городах Черногории.

По инерции доехали до Стефана, можно снова расслабиться!

Loading...Loading...