Вертолет хьюи во вьетнамской войне. Боевое применение транспортного вертолета ирокез во вьетнаме

Bell UH-1 Iroquois (Бэлл Ирокез) – американский многоцелевой вертолет, разработанный фирмой Bell Helicopter Textron в 1950-хх. Более известен под названием Huey (Хьюи). Один из самых массовых вертолетов в истории.

История UH-1

Пятидесятые годы XX века ознаменовались истинным рождением вертолетной техники в мире. Технологии, в первую очередь, двигателестроение, достигли уровня, позволяющего создавать действительно эффективные машины – военные осознали, что вертолет уже не экзотика для локальных задач, а перспективная боевая единица. Именно в 1950-хх начались работы по созданию легендарных вертолетов и в СССР, а в США так же был объявлен конкурс по созданию универсального боевого и транспортного вертолета – вероятно, будущей самой знаменитой американской винтокрылой машины.

К 1955 году Пентагон остановил выбор на Model 204, разработанной фирмой Bell Helicopter и программа создания машины началась. Первый прототип оторвался от земли в 1956 году на аэродроме завода Bell в Техасе. Первая партия из трех прототипов испытывалась на объектах Bell, чуть позже к ним присоединились еще 6 машин, работавших в полевых условиях и, наконец, 9 предсерийных вертолетов, отправленных на испытания военным. Вертолет получил наименование HU-1 Iroquois – Ирокез. Название HU-1 сохранялось до 1962 года – позже, оно было заменено на уже известное UH-1.

Летом 1959 года ВС США получили первую партию из готовых к применению вертолетов UH-1A. Оснащенные двигателем Lycoming T53-L-1A мощностью 770 л.с., они были вооружены двумя пулеметами калибра 7,62 мм, 70 мм пусковыми установками неуправляемых ракет (НУР) и могли перевозить до шести человек. Часть этих машин получили были направлены во Вьетнам, где UH-1 получил боевое крещение.

Участие в боевых операциях ВС США во Вьетнаме выявило ряд недостатков базового вертолета, главный из которых – недостаточная тяговооруженность. Эта проблема была решена к 1961 году, когда на вооружение поступили UH-1B с двигателем T53-L-5 мощностью 960 л.с., а позднее и T53-L-11 мощностью 1100 л.с. (+43% тяги от базового двигателя). Полезная нагрузка новых вертолетов достигала 1360 кг.

Участие в боевых действиях позволяло испытывать вертолет в широком спектре работ: от ударных, до спасательных. Благодаря этому, машины постоянно модернизировались. Уже к 1965 году подоспела версия UH-1C с улучшенным несущим винтом, позволившим снизить вибрацию, улучшить управляемость и повысить максимальную скорость. В остальном новый вертолет не отличался от своего предшественника.

Дальнейшим развитием семейства стала модификация UH-1E, предназначавшаяся для корпуса морской пехоты США. От UH-1B она отличалась новым составом радиооборудования, а начиная с 1965 г. новым несущим винтом, аналогичным UH-1C. Вертолет активно использовался во Вьетнаме для десантных и спасательных операций. В варианте вертолета огневой поддержки, он оснащался двумя пулеметами М60 калибра 7.62 мм и двумя блоками НУР калибра 70 мм.

Самым совершенным из одномоторных Ирокезов являлся UH-1C, переоборудованный в 1968 году и получивший название Huey Tug. На вертолёте был установлен двигатель Lycoming T55-L-7C мощностью 2850 л. с. и несущий винт диаметром 15,24 м. Вертолёт мог нести на наружной подвеске до 3000 кг груза при взлётном весе 6350 кг и развивать максимальную скорость в 259 км/ч.

С апреля 1965 г. в семье Ирокезов появляются двухмоторные вертолеты. Первенцем оказалась Model 208, представлявшая собой серийный UH-1D, оборудованный парой двигателей Continental XT67-T-1 суммарной мощностью 1400 л. с. Вертолет послужил прототипом для дальнейших двухмоторных модификаций. Установкой на UH-1H в 1968 г. пары двигателей Pratt & Whitney PT6T-3, названных Turbo Twin Рас суммарной мощностью 1800 л. с., была получена новая модификация — Model 212. Для вооруженных сил Америки фирмой Bell было выпущено 145 таких вертолетов, получивших обозначение UH-1N. По заказу Канады фирма изготовила 70 CUH-1N. А в Италии они выпускались под обозначением АВ 212.

Видео пилотажа вертолета Bell UH-1 Huey (Хьюи) на авиашоу, 2013 год

Конструкция UH-1

UH-1 Ирокез – многоцелевой военно-транспортный вертолёт одновинтовой схемы с хвостовым рулевым винтом.

Фюзеляж полумонококовой конструкции, в его передней части размещена кабина для двух пилотов, сидящих рядом. За кабиной расположен отсек для полезной нагрузки. В нижней части фюзеляжа имеется петля для перевозки грузов на внешней подвеске. В качестве посадочных устройств используются стальные лыжи, на которые могут устанавливаться надувные поплавки, обеспечивающие взлёт и посадку вертолёта на воду.

Силовая установка состоит из одного или двух турбовальных двигателей. Редуктор и двигатель размещены по оси вертолёта в верхней части фюзеляжа за кабиной экипажа. Гидравлическая, пневматическая и электрическая системы вертолёта имеют привод от двигателя. Вертолёт оборудован комплексом навигационного и радиоэлектронного оборудования, посадочными прожекторами и навигационными огнями.

Вооружение

В дверных проёмах могут устанавливаться два пулемёта M60С или два пулемёта M2HB, или два шестиствольных пулемета М134 Minigun (Миниган) калибра 7,62 мм.
На внешней подвеске могут быть установлены пулемёты M60С, М134, управляемое ракетное вооружение: AGM-22, BGM-71 TOW; неуправляемое ракетное вооружение: 7-зарядные, 19-зарядные 70 мм ракетные блоки или 24-зарядные 70 мм ракетные блоки.
В носовой части вертолёта может быть установлен 40-мм гранатомёт M75 со 150 или 300 зарядами, полностью управляемый пилотом.

Модификации

Существует множество вариантов вертолёта UH-1, в том числе и гражданские варианты.

  • XH-40 - Первый прототип Bell 204. Всего было построено три опытных.
  • YH-40 - Шесть предсерийных вертолётов.
  • HU-1A - Первые строевые модели Bell 204, в 1962 году получившие обозначение UH-1A .
  • UH-1B - Модифицированный HU-1A. Разные внешние усовершенствования и оснащение улучшенным двигателем Lycoming T53-L-5 (960 л. с.), а позднее T53-L-11 (1100 л. с.).
  • UH-1C - UH-1B с улучшенным двигателем и модифицированными лопастями для улучшения ударных характеристик.
  • YUH-1D - Семь прототипов UH-1D.
  • UH-1D - Первая серийная модель Bell 205 (Bell 204 с удлинённой версией фюзеляжа) и первый двухдвигательный Ирокез. Разработан как военно-транспортный вертолёт, чтобы заменить CH-34, который тогда стоял на вооружении Армии США.
  • UH-1E - UH-1B/C для Корпуса морской пехоты США с новым составом радиооборудования и авионикой, а начиная с 1965 года - с новым несущим винтом. Первые модели были также оснащены выдвигающейся спасательной лебёдкой.
  • UH-1F - UH-1B/C для ВВС США с двигателем General Electric T58-GE-3 мощностью 1100 л. с.
  • UH-1G - Пропущенная модификация, чтобы предотвратить путаницу с AH-1G. Однако обозначение UH-1G давали ганшипам UH-1D/H, действовавшим в Камбодже.
  • UH-1H - Улучшенный UH-1D.
  • UH-1J - Экспортный вариант UH-1H для Японии.
  • HH-1K - Поисково-спасательный вертолёт для ВМС США со специальным оборудованием ВМС.
  • UH-1L - Многофункциональный вариант HH-1K.
  • UH-1M - ARA («ганшип») на базе UH-1L, для проведения ночных боевых операций, оснащённый спецоборудованием, двумя телекамерами и ночным прицелом.
  • UH-1N - Первая серийная модель Bell 212, с двумя турбореактивными силовыми установками PT6T Twin-Pac. Корпус морской пехоты проводил множество усовершенствований - от улучшения авионики и защиты вертолёта до установки инфракрасной камеры.
  • UH-1P - UH-1F вариант для ВВС США, разработан для операций специального назначения - выброска/эвакуация войск из тыла противника.
  • UH-1V - Медицинский вертолёт для Армии США.
  • UH-1U - Единственный прототип для выявления и подавления артиллерийских позиций. Потерпел крушение на авиабазе Эдвардс во время испытаний.
  • EH-1X - Десять вертолётов РЭБ и РЭП с оборудованием для проведения специальных операций. Заменён на EH-60A.
  • UH-1Y - Вертолёт, призванный заменить устаревший UH-1N для Корпуса морской пехоты США, будет поставляться по программе H-1 вместе с боевым вертолётом AH-1Z, с аналогичными изменениями и модификациями.

Эксплуатация UH-1

UH-1 является одним из самых массовых вертолетов в мире, выпущенный общим числом более 16 000 единиц. С момента появления он участвовал в большинстве военных конфликтов, в которых имели роль США или их союзники.

В первую очередь, UH-1 играл важную роль в своей первой войне – во Вьетнаме. В итоге, он стал одним из символов той войны.

Вертолёты широко использовались во Вьетнаме всеми американскими подразделениями, хотя обычная пехотная дивизия имела намного меньший авиапарк, чем аэромобильная. На пике войны американские вертолёты совершали несколько тысяч вылетов в сутки, и львиная доля приходилась на UH-1. Всего за время войны в боевых действиях участвовали в общей сложности 7013 американских вертолётов UH-1. Из этого количества 3305 машин были уничтожены а также значительная часть была передана Южному Вьетнаму.

Разные модификации UH-1 использовались во всём мире в разных боевых операциях. UH-1 применялся во время вторжения США на Гренаду и операции в Панаме. Участвовал в операции Буря в пустыне, принимал участие в миротворческой миссии в Сомали. Сейчас вертолёт используется вооружёнными силами США в Афганистане и Ираке.

Не смотря на свой возраст, вертолеты разных модификаций UH-1 до сих пор применяются в армиях более 60 стран.

Интересные факты

  • Хьюи (Huey) - неофициальное прозвище вертолёта, но официальное название в Корпусе морской пехоты США.
  • Имя Huey вертолёт получил из-за своего раннего (до 1962 года) обозначения HU-1 (Helicopter Utility - 1).
  • Армия США уже не пользуется данным типом вертолётов, заменив его на UH-60, но Корпус морской пехоты США продолжает его применять и вкладывает деньги в его усовершенствование. Последняя модель для морской пехоты - UH-1Y.
  • На основе UH-1 был создан первый в мире специализированный боевой вертолёт AH-1.
  • По крайней мере один бывший южновьетнамский UH-1 был после войны переправлен в СССР на изучение.
  • Первый полёт вертолёт совершил в 1956 году, а это значит, что на сегодня он является старейшим из остающихся в массовой эксплуатации этого типа вертолётов.
  • В гражданских авиакомпаниях до сих пор летают «Хьюи», которые участвовали во Вьетнамской войне

Схема вертолета UH-1 Ирокез

Белл UH-1 «Ирокез» (англ. Bell UH-1 Iroquois) - американский многоцелевой вертолёт фирмы Bell Helicopter Textron, также известный как «Хьюи» (Huey). Одна из самых известных и массовых машин в истории вертолётостроения.


В начале 1960г. фирма Bell предложила усовершенствованный вариант конструкции вертолета Model 204 с более длинным фюзеляжем, дополнительным местом в кабине, обеспечивавшим размещение пилота и 14 военнослужащих, или шести носилок, или до 1814кг груза. В июле 1960г. армия США заключила с фирмой Bell контракт на поставку семи таких вертолетов для испытаний. Они имели армейское обозначение YUH-1D, а производителем были обозначены как Bell Model 205.


Первый из этих вертолетов поднялся в воздух 16 августа 1961г. и после успешных летных испытаний был запущен в серийное производство. Первый вертолет, обозначенный UH-1D, был поставлен 9 августа 1963г. Силовой установкой машин этого типа был турбовальный двигатель Avco Lycoming T53-L-11 мощностью на валу 820кВт; стандартный запас топлива, составлявший 832 литра, мог дополняться двумя внутренними вспомогательными топливными баками, в результате чего максимальный топливный запас увеличивался до 1968 литров.


Широкомасштабное производство вертолетов UH-1D было развернуто как для армии США, так и для вооруженных сил других стран; 352 вертолета были построены по лицензии фирмой Dornier в Западной Германии.


За вертолетом UH-1D был запущен в серийное производство идентичный ему UH-1H с двигателем Avco Lycoming T53-L-13 мощностью на валу 1044кВт. Поставка вертолетов UH-1H в армию США началась с сентября 1967 года, и этот вариант оказался последним в серийном производстве.

Армия США намеревается сохранить базовый вертолет UH-1H в широкомасштабной эксплуатации до начала XXI века. В связи с таким намерением существующий парк вертолетов UH-1H можно рассматривать как объект программы усовершенствований, согласно которой должно быть добавлено современное оборудование и снаряжение.

Варианты
UH-1D «Huey» - многоцелевые вертолеты для армии США с увеличенным диаметром несущего винта до 14.63м и хордой лопастей 0.533м и большими размерами фюзеляжа и кабины (2.59 х 2.39 х 1.47м), в которой размещались два летчика и 10-12 солдат или 6 раненых на носилках с двумя сопровождающими санитарами. Вертолеты были снабжены одним ГТД T53-L-11 взлетной мощностью 810кВт; производились в 1963-1968гг. фирмой Bell, построившей 2430 вертолетов UH-1D, а также по лицензии в Германии фирмой Dornier, построившей 352 вертолета.
UH-1H — многоцелевой вертолет для армии США с одним ГТД T53-L-13 взлетной мощностью 1030кВт. При одном летчике может перевозить до 15 солдат. Серийное производство началось в 1967 году и продолжалось до 1980 года, построено 5064 вертолета для армии США, а вместе с вертолетами UH-1D около 8050 вертолетов по программе общей стоимостью около 4.2 млрд долларов, кроме того, 1317 вертолетов экспортировано в различные страны до 1985 г. В 1985-1987гг. поставлено 55 вертолетов для Турции, а позже 118 вертолетов для армии Тайваня. Предполагается, что в армии США сохранятся в эксплуатации до 2000г. около 2700 усовершенствованных вертолетов UH-1НР, на которых будут установлены новые двигатели и оборудование;
UH-1V — санитарный вариант, в который переоборудуются 220 вертолетов UH-1H; снабжены усовершенствованным оборудованием и спасательной лебедкой;
ЕН-1Н — вертолет радиоэлектронного противодействия; в 1981г. поставлены три вертолета ЕН-1Н и позже еще семь для оценочных испытаний. Оснащен станциями радиоперехвата и пеленгования AN/ALQ-151 и радиоэлектронного подавления AN/TLQ-27, входящими в вертолетный комплекс «Quick Fix» 1B;
Bell 205А - гражданский вариант вертолета UH-1H; построено фирмой Bell 558 вертолетов, производился по лицензии в Италии фирмой Agusta, построившей 574 вертолета АВ-205, и в Японии фирмой Fuji, построившей 135 вертолетов;
Bell 208 «Twindelta» — демонстрационный вариант вертолета с двумя ГТД Continental Т72-Т-2 взлетной мощностью 1050кВт и несущим винтом вертолета UH-1D совершил первый полет в 1965 году;
Bell 215 «Hueytag» — демонстрационный вариант вертолета с одним ГТД T55-L-7 взлетной мощностью 1950кВт, ограниченной системой трансмиссии до 1480кВт, несущим винтом диаметром 15.24м и лопастями с хордой 0.686м с сужающимися законцовками, снабжен системой уменьшения уровня вибраций. Совершил первый полет в 1968 году, предлагался в качестве вертолета-крана грузоподъемностью около 3000кг при максимальной взлетной массе 6950кг и статическом потолке 1220м.

КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, одним или двумя ГТД и лыжным шасси.
Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок, состоит из двухместной кабины экипажа, грузовой кабины и хвостовой балки с отогнутой вверх концевой балкой с рулевым винтом и стабилизатором. Обшивка выполнена из стеклопластиковых панелей с сотовым заполнителем. Предусмотрено бронирование ответственных элементов конструкции. Кабина экипажа рассчитана на двух летчиков, которые размещаются на бронированных сиденьях. Доступ в кабину экипажа осуществляется через две открывающиеся на шарнирах двери, которые могут сбрасываться в полете. На вертолете UH-1H в транспортном варианте в грузовой кабине шириной 2.34м, высотой 1.25м и объемом 6.23м3 можно разместить до 14 десантников на сиденьях повышенной прочности или грузы массой 1760кг; в санитарном варианте в кабине устанавливаются 6 носилок и сиденья для двух сопровождающих. Доступ в кабину обеспечивается через две большие сдвижные двери размерами 2.34 х 1.24м с каждой стороны фюзеляжа для обеспечения быстрой загрузки и выгрузки. Перед сдвижными дверями имеются шарнирно укрепленные створки, которые могут сбрасываться в полете; сдвижные двери имеют аварийные люки. В полу кабины предусмотрен 51 узел крепления сидений, носилок, лебедки и специального оборудования. За кабиной предусмотрен багажный отсек для размещения груза массой 160кг. Кабина снабжена системой вентиляции принудительного типа. С нижней стороны фюзеляжа предусмотрены 13 узлов крепления груза и грузовой крюк. Возможна перевозка на тросе под фюзеляжем различных грузов массой до 1360кг, в том числе легких военных автомобилей и самоходных орудий.
Несущий винт двухлопастный на универсальном шарнире, с конструктивным углом конусности 3°. Втулка выполнена из стали и легких сплавов, сверху втулки установлен стабилизирующий стержень, включенный в цепь управления шагом лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, изготовлялись из алюминиевых сплавов со штампованным лонжероном и секциями, позже из композиционных материалов с накладками из полиуретана и нержавеющей стали вдоль носка. Хорда лопасти 0.381м (UH-1A), 0.533м (UH-1B) и 0.686 м (UH-1E). Тормоз несущего винта стандартного типа.
Рулевой винт диаметром 2.59м, двухлопастный, цельнометаллический с общим горизонтальным шарниром. Лопасти прямоугольной формы в плане, взаимозаменяемые. Хорда лопасти 0.213м.
Оперение состоит из управляемого стабилизатора и киля, служащего пилоном рулевого винта. Стабилизатор размахом 2.59м прямоугольной формы в плане. Отклонение стабилизатора синхронизировано с продольным управлением для увеличения диапазона центровок. Киль снабжен хвостовой опорой.
Силовая установка состоит из одного ГТД, установленного за валом несущего винта в обтекателе с боковыми воздухозаборниками. Смазка двигателей и общего редуктора осуществляется с помощью трех автономных систем. В двухдвигательных вариантах спаренные ГТД установлены рядом за валом несущего винта в общем обтекателе и имеют отдельные боковые воздухозаборники и общий редуктор. Каждый двигатель имеет независимую маслосистему, автоматическую систему управления и ограничения крутящего момента.
Топливная система состоит из двух взаимосвязанных магистралей с двумя электронасосами и пятью самоуплотняющимися топливными баками повышенной прочности общей емкостью 850л. Три бака установлены в задней части кабины, два бака - под полом грузовой кабины. Два дополнительных топливных бака емкостью 568л устанавливаются в перегоночном варианте. Заправка топливом через единую горловину с правой стороны фюзеляжа.
Трансмиссия включает главный редуктор, редуктор двигателя, редуктор привода рулевого винта и соединительные валы. Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 1030кВт.
Шасси лыжного типа усиленной конструкции, для передвижения по земле используются съемные спаренные колеса. Колея шасси 2.6м. Может устанавливаться поплавковое шасси.
Система управления стандартного типа. Управление общим и циклическим шагом винтов бустерное с жесткой проводкой. Две параллельные гидравлические системы являются полностью автономными. Предусмотрена установка в кабине органов управления для второго летчика.
Электросистема стандартного типа. Цепь постоянного тока включает два стартер-генератора (50В, 300А) и никель-кадмиевую аккумуляторную батарею (34 А*ч). В цепи переменного тока имеются три однофазных преобразователя переменного тока (250ВА) на полупроводниковых элементах. Установлена посадочная фара и предусмотрена установка поисковой фары.
Электронное оборудование может включать стандартные пилотажно-навигационные системы, систему опознавания, радиовысотомер, KB и УКВ системы связи с координированием передач, автоматический радиокомпас, дальномерную аппаратуру, доплеровскую РЛС и автоматическую систему управления полетом по четырем каналам.
Дополнительное оборудование: лебедка для спасательных работ грузоподъемностью 270кг, крюк для подвески грузов массой 2230кг, амортизатор подвески груза, комплект из шести носилок.
Вооружение. В военных вариантах предусматривается возможность подвешивания различных видов оружия — двух пушек калибром 20мм, 4-8 ПТУР «Toy», двух пусковых установок в контейнерах по 19 НАР калибром 70мм, двух пулеметов калибром 12.7мм в контейнерах, четырех ракет класса «воздух-воздух» или четырех ракет класса «воздух-поверхность» типа «Си Скьюа» для атаки надводных кораблей, в противолодочном варианте вооружение состоит из двух противолодочных торпед или глубинных бомб.
На вертолетах Белл «Ирокез» и «Хью» в 1964-1965 годах был установлен 21 международный рекорд, в том числе скорости по прямой на базе 3км и 15-25км и по замкнутому маршруту 100, 500 и 1000км, а также скороподъемности и дальности по прямой и замкнутому маршруту.

Технические данные Bell Model 205/UH-1H
Силовая установка: 1 x ТВД Avco Lycoming T53-L-13 мощностью 1044кВт, диаметр несущего винта: 14.63м, длина с вращающимися винтами: 17.62м, взлетный вес: 4309кг, вес пустого: 2363кг, максимальная скорость: 204км/ч, скороподъемность: 9.15м/с, динамический потолок: 3840м, дальность полета с максимальным запасом топлива: 510км

В июне 1955 г. компания «Белл Геликоптер» создала для армии США проект вертолета, обозначив его Модель 204. Новый вертолет получил обозначение Н-40 (UH-1) и имя «Ирокез». Первый заказ распространялся на три опытных экземпляра ХН-40. Опытный вертолет поднялся в воздух 22 октября 1956 г. и использовался для испытаний и доработок. Непосредственно перед первым полетом были заказаны 6 предсерийных образцов YH-40 и все поставлены в августе 1958 г.

Вертолет UH-1 Ирокез — видео

Запущенные в производство девять окончательных предсерийных вертолетов UH-1A были поставлены 30 июня 1959 г., а за ними поступили в эксплуатацию и 74 серийных экземпляра. Эти машины имели двойное управление и использовались в качестве учебно-тренировочных вертолетов для полетов по приборам. Впервые массово стали эксплуатироваться в Корее. Вертолеты UH-1A были среди первых армейских вертолетов США, которые действовали во Вьетнаме. Характерной внешней особенностью вертолета является стабилизирующий стержень, расположенный над несущим винтом под прямым углом к его двум лопастям, а также маленькие рули высоты, прикрепленные к задней части фюзеляжа. Трубчатое полозковое шасси было идеальным для операций общего назначения. В кабине могли размещаться два члена экипажа и шесть пассажиров или двое носилок.

Силовая установка включает ТВД Авко Лайкомин T53-L-1А мощностью 522 кВт/700 л.с., что делало вертолет Модель 204 первым летательным аппаратом, оснащенным турбиной. Усовершенствованный вариант UH-1B (построено более 700 экземпляров) вначале имел двигатель Авко Лайкомин T53-L-5 мощностью 716 кВт/960 л.с., а более поздняя серийная модель получила двигатель T53-L-11 мощностью на валу 820 кВт/1100 л.с. Другие усовершенствования вертолета включали перепроектированные лопасти несущего винта и увеличенную кабину, способную вместить двух членов экипажа и семь пассажиров или трое носилок.


Начиная с осени 1965 г. вертолет UH-1B «Ирокез» был замещен в производстве вертолетом UH-1C, имевший «прикрепленный на шарнирах» винт с широкими лопастями. Этот новый несущий винт обеспечивал небольшое увеличение скорости и повышение маневренности. Несколько вертолетов UH-1A. действовавших во Вьетнаме, вооружались ракетным блоком и двумя пулеметами калибра 7,62 мм для ближней поддержки. Успехи этого вертолета привели к тому, что многие UH-1B стали использоваться вооруженные в основном четырьмя установленными по бокам пулеметами калибра 7.62 мм или двумя симметрично расположенными блоками, каждый из которых содержал 24 ракеты. Другие военные варианты Модели 204 включали вертолет UH-1E для Корпуса морской пехоты США. оборудованный лебедкой для подъема людей, тормозом несущего винта и электронным оборудованием. Первый вертолет был поставлен 21 февраля 1964 г., а с октября 1965 г. на серийные машины стал устанавливаться новый несущий винт с шарнирной подвеской лопастей.

Вертолет UH-1F для ВВС США, с ТВД Дженерал Электрик T58-GE-3 мощностью 962 кВт/1290 л.с.. имел несущий винт большего диаметра и был способен разместить пилота и 10 пассажиров. На базе UH-1F создан аналогичный ему учебно-тренировочный вариант TH-1F. Вертолет НН-1К разработан для ВМС США и подобен вертолету UH-1E. но с двигателем T53-L-13 мощностью 1044 кВт/1400 л.с., а вертолеты TH-1L и UH-1L (учебно-тренировочный и общего назначения) с двигателем T53-L-13. Три вертолета UH-1M были оснащены оборудованием ночного видения.


Вертолет Модель 204В строился для гражданского использования и военного экспорта. Он имел 10 посадочных мест, несущий винт большего, чем у UH-1F, диаметра и двигатель T53-L-11. Модель 204В и UH-1 были построены японской компанией «Фуджи». а в 1967 г. эта компания представила вертолет Фуджи-Белл 204В-2, который отличался от Модели 204В более мощным двигателем и тянущим хвостовым винтом. Успех вертолетов UH-1A/B » Ирокез»» убедительно доказал, что в базовой конструкции этих аппаратов было мало ошибок. Специально выделенный вертолет UH-1A/B непрерывно дорабатывался и оснащался все более мощными двигателями. В начале 1960 г. фирма «Белл» предложила усовершенствованный вариант конструкции вертолета Модель 204 с более длинным фюзеляжем, дополнительным местом в кабине, обеспечивавшим размещение пилота и 14 военнослужащих или шести носилок, или до 1814 кг груза. В июле 1960 г. начались испытания семи вертолетов под армейским обозначение YUH-1D (производителем они были обозначены как Модель 205). Первый из этих вертолетов поднялся в воздух 16 августа 1961 г. и после успешных летных испытаний был запущен в серийное производство Первый вертолет, обозначенный UH-1D, поставлен 9 августа 1963 г.

Силовой установкой машин этого типа был ТВД Авко Лайкомин T53-L-11 мощностью на валу 820 кВт/ 1100 л.с. Стандартный запас топлива, составлявший 832 л, мог дополняться двумя внутренними вспомогательными топливными баками, в результате чего максимальный топливный запас увеличивался до 1968 л. Широкомасштабное производство вертолетов UH-1D было развернуто как для армии США. так и для вооруженных сил других стран. Фирма «Дорнье» в Западной Германии по лицензии построила 352 вертолета.


За вертолетом UH-1D «Ирокез» был запущен в серийное производство идентичный ему UH-1H «Ирокез» с двигателем Авко Лайкомин T53-L-13 мощностью на валу 1044 кВт/1400 л.с. Поставка вертолетов UH-1H для армии США началась с сентября 1967 г., и этот вариант оказался последним в серийном производстве. Кроме того, UH-1H (9 машин) проданы ВВС Новой Зеландии и 118 вертолетов по лицензии произведено на Тайване. Варианты вертолета UH-1H включали вертолеты СН-118 (первоначально CUH-1H), построенные компанией «Белл» для канадских ВВС. первые 10 из которых были поставлены 6 марта 1968 г., и НН-1Н - спасательные вертолеты. 30 из которых заказали ВВС США 4 ноября 1970 г. (поставки завершены в течение 1973 г.). Вертолеты UH-1D/H широко использовались для выполнения широкого круга задач в Юго-Восточной Азии, в частности в Лаосе, Камбодже и в некоторых отдаленных областях Южного Вьетнама. Небольшое количество вертолетов UH-1H под обозначением ЕН-1Н было отобрано для электронного противодействия; летательные аппараты с усовершенствованными системами начали поставляться с 1981 г.

В соответствии с программой армии США по разработке системы SOTAS (система обнаружения и перехвата цели до входа в зону ПВО противника), четыре вертолета UH-1H были модифицированы для испытаний. Их задача состояла в том. чтобы получать данные с радара о перемещениях на поле боя, передавать их на землю и снабжать наземное командование информацией о тактической ситуации. Армия США намеревается сохранить базовый вертолет UH-1H в широкомасштабной эксплуатации до начала XXI века. В связи с такими планами существующий парк вертолетов UH-1H можно рассматривать как объект программы усовершенствований, согласно которой должно быть добавлено современное оборудование и снаряжение.


Фирма «Белл»» также серийно выпускает коммерческую версию вертолета UH-1H под обозначением Модель 205А-1. Он оснащен ТВД Авко Лайкомин Т5313В мощностью на валу 1044 кВт/1400 л.с., дросселируемой до 932 кВт/1250 л.с. Нормальный запас топлива составляет 814 л, но может быть увеличен до 1495 л. Особое внимание уделено внутреннему дизайну для быстрого преобразования вертолета в грузовой, санитарный, административный варианты, в летающий кран или в поисково-спасательный Максимальная вместимость: пилот и 14 пассажиров. Компания «Агуста» в Италии также строила по лицензии вертолеты Модель 205 под обозначением АВ.205А-1, аналогичные серийной модели компании «Белл». Покупателями этих вертолетов выступали ВВС Италии и некоторых других стран. В Японии выпускался вертолет Фуджи-Белл Модель 205А-1.

1 мая 1968 г компаниями «Белл Геликоптер» и «Пратт-Уитни Эйркрафт» было достигнуто соглашение о продолжении усовершенствования нового вертолета на базе вертолета Модель 205 UH-1H «Ирокез». Первый из десяти таких аппаратов поступил в ВС Канады 6 марта 1968 г. под обозначением CUH-1Н. Его силовой установкой являлся ТВД Авко Лайкомин T53-L-13 с мощностью на валу 1044 кВт/1400 л.с. Однако было решено применить два ТВД. Усовершенствования привели к созданию военного вертолета Модель 212, Революционной в техническом отношении стала силовая установка вертолета РТ6Т Твин-Пак канадской компании «Пратт-Уитни Эйркрафт Канада» (PWAC). Она состояла из двух ТВД. установленных рядом и вращавших вал несущего винта через редуктор. Выходная мощность на валу у первых серийных экземпляров вертолета составляла 4,66 кВт/кг, в то время как для усовершенствованного ТВД Лайкомин Т53 она была 4.19 кВт/кг.


Имелось и еще одно очень значительное преимущество: при установке двигателя РТ6Т-3 на вертолет Модель 212. выходная мощность во время взлета ограничивалась величиной 962 кВт/1290 л.с. В случав неисправности одной из двух турбин, датчики крутящего момента, расположенные в собирающем редукторе, передавали сигнал исправной турбине, и она начинала вырабатывать мощность на валу в диапазоне от 764 кВт/1025 л.с. до 596 кВт/800 л.с. для аварийной или непрерывной работы соответственно. Поставки для ВВС США военных вертолетов Модель 212 под обозначением UH-1N были осуществлены в 1970 г., а для ВМС и Корпуса морской пехоты США в 1971 г Первый вертолет CUH-1N (СИ-135) был передан вооруженным силам Канады 3 мая 1971 г. Он обладал цельнометаллической конструкцией фюзеляжа. бесстоечным лыжным шасси, двухлопастным цельнометаллическим полужестким несущим винтом и двухлопастным хвостовым винтом.

Восемь вертолетов Модель 212 в 1979 г. были поставлены Китаю. Вертолеты Модель 212 под обозначением АВ.212 производила в Италии по лицензии компания «Агуста». Первые поставки этих машин состоялись в 1971 г. У противотанкового варианта AB.212ASW был усилен каркас вертолета, установлены палубные шасси и ТВД компании PWAC РТ6Т-6 Твин-Пак мощностью на валу во время взлета 1398 кВт/1875 л.с


Тактико-технические характеристики UH-1 Ирокез

— Принят на вооружение: 1959 год
— Всего построено: >16000
— Модификации: UH-1N Twin Huey, Bell 204/205, Bell 212, Bell 214, UH-1Y Veno

Экипаж UH-1 Ирокез

— 1-4 человек

Вместимость UH-1 Ирокез

— 14 солдат или 6 носилок и 1 сопровождающий

Габаритные размеры UH-1 Ирокез

— Диаметр несущего винта: 14,63 м
— Диаметр рулевого винта: 2,59 м
— Длина фюзеляжа: 12,77 м
— Высота: 4,42 м

Вес UH-1 Ирокез

— Пустой: 2363 кг
— Максимальная взлётная масса: 4310 кг
— Масса груза на внешней подвеске: 1759 кг
— Внутренний запас топлива: 840 кг

Грузоподъемность UH-1 Ирокез

— 1759 кг груза в кабине или на подвеске

Двигатель UH-1 Ирокез

— Количество, тип, марка: 1 х ГТД, Textron Lycoming T53-L-13
— Мощность, кВт: 1 х 1044

Скорость UH-1 Ирокез

— Крейсерская скорость: 204 км/ч
— Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 222 км/ч
— Максимальная скороподъёмность: 7.6 м/с

Дальность полёта UH-1 Ирокез

Статический потолок UH-1 Ирокез

Динамический потолок UH-1 Ирокез

Вооружение UH-1 Ирокез

— Подвесное стрелково-пушечное: M60С, M2HB, М134 «Миниган»
— Управляемое ракетное: AGM-22, BGM-71 TOW
— Неуправляемое ракетное: 7-зарядные или 19-зарядные 70 мм ракетные блоки

Фото UH-1 Ирокез




Многоцелевые вертолеты Белл «Ирокез» и «Хью» являются самыми paспространенными в мире вертолетами и отличаются большим числом военных (под обозначениями UH-1, ТН-1 и НН-1), для вооруженных сил США, и гражданских (под обозначениями Белл 204,205 и 212) модификаций, которые производились длительное время в США, а также по лицензии во многих странах.

Разработка вертолета «Ирокез» началась в 1955 г. по контракту с армией США в соответствии со следующими требованиями: обеспечение транспортировки 6 солдат или груза массой 400 кг с крейсерской скоростью 135 км/ч при статическом потолке 1850 м и радиусе действия 185 км. Вертолеты «Ирокез» должны были иметь силовую установку из одного ГТД и обладать ресурсом основных агрегатов не менее 1000 ч. Они должны были заменить многоцелевые вертолеты Сикорский UH-19 (S-55), имеющие силовую установку из Одного ПД и способные перевозить также 6 солдат, но обладающие крейсерской скоростью только 135 км/ч и статическим потолком 610 м.

Основными особенностями конструкции опытного вертолета Белл «Йрокез», сохранившимися в большинстве последующих модификаций, явились использование двухлопастного несущего винта на универсальном шарнире со стабилизирующим стержнем и двухлопастного рулевого винта с общим горизонтальным шарниром, большой грузовой кабины с большими сдвигающимися грузовыми дверями и лыжного шасси с небольшой высотой стоек, чтобы обеспечивать быструю загрузку и выгрузку солдат и грузов.

Первый полет первого опытного вертолета состоялся 22 октября 1956 г., летные испытания 6 опытных и 9 предсерийных вертолетов UH-1 проводились в 1957-1958 тт.

С 1958 г. начинается серийное производство вертолетов UH-1A, а с 1963 г. – вертолетов UH-1D, которые стали базовыми для последующих модификаций.



Вертолеты Белл «Ирокез» во Вьетнаме


Многоцелевой вертолет Белл UH-1D “Хью” II

Развитие модификаций вертолетов UH-1 шло по пути увеличения их грузоподъемности, которая возросла от 400 до 1800 кг у серийных вертолетов и до 3 т у демонстрационного вертолета-крана, и некоторого улучшения их летных характер ристик. Это потребовало увеличения размеров грузовой кабины и значительного увеличения мощности силовой установки. Большинство вертолетов UH-1 было снабжено ГТД фирмы «Лайкоминг» со свободной турбиной с передним выводом вала, мощность которых у разных вариантов возросла от 630 кВт/ 860 л; с. до 1030 кВт/1400 л. с. у серий гшх вертолетов и до 1950 кВт/ 2650 л. с. у вертолета-крана. Параллельно велась разработка двухдвигательных вариантов вертолета § различными ГТД, общая мощность которых возросла от 1030 кВт/1400 л. с. до 1340 кВт/1800 л. с.

Особенно большим изменениям подверглась несущая система, хотя на большинстве вертолетов сохранились традиционные для фирмы «Белл» двухлопастные несущие винты с лопастями прямоугольной формы в плане, отличающиеся, однако, своим диаметром и хордой лопастей. На серийных вертолетах использовалось шесть различных типов несущих винтов: диаметром 13,42 м с хордой лопастей 0,331,0,553 и 0,686 м, диаметром 14,64 м с хордой лопастей 0,533 и 0,686 м и диаметром 15,24 м с хордой лопастей 0,686 м. Аналогично шло и развитие рулевых винтов, у которых также изменялись диаметр и хорда лопастей.

Увеличение диаметра несущего и рулевого винтов потребовало изменения длины фюзеляжа, что осуществлялось увеличением длины хвостовой балки при сохранении размеров грузовой кабины, а у модификаций с увеличенной грузоподъемностью -за счет увеличения габаритов грузовой кабины. Последние модификации отличаются также улучшенными аэродинамическими обводами для уменьшения вредного сопротивления.

Вертолеты UH-1 широко использовались во Вьетнаме, где в эксплуатации находилось около 1000 вертолетов UH-1. Во время войны во Вьетнаме резко возросло производство вертолетов UH-1, достигшее максимума в 1967 г., когда было построено 1645 вертолетов.

В США и по лицензии в других странах построено более 16 000 вертолетов «Ирокез» и «Хью» 27 различных модификаций, из которых 12 производились серийно, причем производство некоторых из них продолжается до настоящего времени.

Ниже приводится перечень модификаций вертолета «Ирокез» и их основные отличия.






Развитие многоцелевых вертолетов UH-1A, В, F, Н и N


Компоновочная схема вертолета Белл 205 A-I

1 – фюзеляж; 2 – главный редуктор; 3 – несущий винт; 4 – обтекатель двигателя; 5 – двигатель; 6 – рулевой винт; 7 – хвостовая балка; 8 – лыжное шасси

UH-1A – многоцелевые и тренировочные вертолеты для армии США с несущим винтом диаметром 13,4 м и хордой лопасти 0,381 м, с одним ГТД Лайкоминг T53-L-1 взлетной мощностью 630 кВт/ 860 л. с. и взлетной массой 2950 кг. В кабине могло разместиться при одном летчике 6 солдат или трое раненых на носилках с двумя сопровождающими санитарами. Из-за ограниченной мощности двигателя обладали ограниченной скоростью и грузоподъемностью, поэтому было построено только 173 вертолета.

UH-1B – многоцелевые вертолеты для армии с ГДТ T53-L-5 взлетной мощностью 710кВт/960 л. с., а затем T53-L-9 и 11 взлетной мощностью 360 кВт/1100 л. с. и взлетной массой 3850 кг. Новый несущий винт диаметром 13,42 м имел лопасти с хордой 0,533 м, максимальная взлетная масса возросла до 3850 кг. Кабина имела такие же размеры (1,52 х 2,34 х 1,32 м), но в ней могло разместиться до 9 солдат. Вертолеты UH-1B производились серийно с 1962 г. по 1967 г.; построено 1007 вертолетов.

На базе вертолетов UH-1A и UH-1B были созданы следующие модификации:

Белл 204А и В – гражданские варианты вертолетов UH-1А и В, поставлено 69 вертолетов. Производились по лицензии в Италии фирмой «Агуста», построившей 260 вертолетов АВ204В и в Японии фирмой «Фудзи», построившей 144 вертолета В 204;


Пассажирский вертолет Белл 205 А-1


Многоцелевой двухдвигательный вертолет Белл 212

UH-1C и М – многоцелевые вертолеты для армии США с одним ГТД T53-L-11 взлетной мощностью 810 кВт/1100 л. с. и 53-L-13 (1030 кВт/1400 л. с.); построено 787 вертолетов UH-1C;

UH-1E – многоцелевые вертолеты для корпуса морской пехоты и флота, поставлено 209 вертолетов, отличались новым несущим винтом диаметром 13,42 м с хордой лопастей 0,686 м и втулкой типа «дверная петля», которая имела более простую конструкцию и в дальнейшем использовалась на всех вертолетах;

UH-1T-тренировочные вертолеты для флота, отличались дополнительным оборудованием; поставлено 45 вертолетов;

НН-1К – поисковые и спасательные вертолеты для флота; поставлено 27 вертолетов;

UD-1P «Хью» – многоцелевые вертолеты для армии США с увеличенным диаметром несущего винта до 14,63 м и хордой лопастей 0,533 м и большими размерами фюзеляжа и кабины (2,59 х 2,39 х 1,47 м), в которой размещались два летчика и 10-12 солдат или 6 раненых на носилках с двумя сопровождающими санитарами. Вертолеты были снабжены одним ГТД T53-L-11 взлетной мощностью 810 кВт/1100 л. с.; производились в 1963-1968 гг. фирмой Белл, построившей 2430 вертолетов UH-1D, а также по лицензии в Германии фирмой «Дорнье», построившей 352 вертолета.

На базе вертолета UH-1D были созданы следующие модификации:

UH-1F – многоцелевой вертолет для ВВС с одним ГТД Дженерал Электрик T53-GE-3 мощностью 940 кВт/1272 л. с,; построено 146 вертолетов, а также 39 тренировочных вертолетов TH-1F и 50 пожарных и спасательных вертолетов HH-1F;

UH-1H – многоцелевой вертолет для армии США с одним ГТД T53-L-13 взлетной мощностью 1030 кВт/1400 л. с При одном летчике может перевозить до 15 солдат. Серийное производство началось в 1967 г. и продолжалось до 1980 г., построено 5064 вертолета для армии США, а вместе с вертолетами UH- 1D и F около 8050 вертолетов по программе общей стоимостью около 4,2 млрд долларов, кроме того, 1317 вертолетов экспортировано в различные страны до 1985 г. В 1985-1987 гг. поставлено 55 вертолетов для Турции, а позже 118 вертолетов для армии Тайваня. Предполагается, что в армии США сохранятся в эксплуатации до 2000 г. около 2700 усовершенствованных вертолетов UH- 1НР, на которых будут установлены новые двигатели и оборудование;


Вертолет Белл-212 над буровой вышкой

UH-1V – санитарный вариант, в который переоборудуются 220 вертолетов UH-1H; снабжены усовершенствованным оборудованием и спасательной лебедкой;

ЕН-1Н – вертолет радиоэлектронного противодействия; в 1981 г. поставлены три вертолета ЕН-1Н и позже еще семь для оценочных испытаний;

Белл 205 А – гражданский вариант вертолета UH-1H; построено фирмой «Белл» 558 вертолетов, производился по лицензии в Италии фирмой «Агуста», построившей 574 вертолета АВ-205, и в Японии фирмой «Фудзи», построившей 135 вертолетов;

Белл 208 «Туиндельта» – демонстрационный вариант вертолета с двумя ГТД Континентал Т72-Т- 2 взлетной мощностью 1050 кВт/1400 л. с. и несущим винтом вертолета UH-1D совершил первый полет в 1965 г.;

Белл 215 «Хьютаг» – демонстрационный вариант вертолета с одним ГТД T55-L-7 взлетной мощностью 1950 кВт/2650 л. с., ограниченной системой трансмиссии до 1480 кВт/2000 л. с., несущим винтом диаметром 15,24 м и лопастями с хордой 0, 686 м с сужающимися законцовками, снабжен системой уменьшения уровня вибраций. Совершил первый полет в 1968 г., предлагался в качестве вертолета-крана грузоподъемностью около 3000 кг при максимальной взлетной массе 6950 кг и статическом потолке 1220 м;

Белл 533 – экспериментальный винтокрыл на базе вертолета UH-1B со стреловидным; крылом: размахом 8 м и двумя ТРД Континентал J69- Т-9 тягой по 420 кг. Во время испытаний в 1964 г. достигнута максимальная скорость 379,8 км/ч при взлетной массе 3855 кг;

YUH-1B-экспериментальный винтокрыл на базе вертолета UH-1B с прямым крылом, четырехлопастным несущим винтом и двумя ТРД Пратт-Уитни JT-12 тягой по 1500 кг. Проходил испытания с 1965 г.; 15 апреля 1969 г. достигнута максимальная скорость 508,5 км/ч при взлетной массе 4180 кг. Во время полета концы лопастей обтекались со скоростью, соответствующей числу М=1,01. Максимальные скорости, достигнутые на винтокрылах Белл 533 и YUH-1B, не регистрировались в качестве международных рекордов для винтокрылов, хотя превышали их;

Белл 212 – двухдвигательный вариант вертолета Белл 205, начал разрабатываться в 1968 г. для министерства обороны Канады, заказавшего 80 вертолетов под обозначениями CUH-1 и CN-155. Вертолеты Белл 212 снабжены двумя спаренными канадскими ГТД РТ6Т- 5В общей взлетной мощностью 1340 кВт/1800 л. с. Первый полет состоялся в 1969 г., серийное производство начато в 1970 г. Построено в США фирмой «Белл» 805 вертолетов и в Канаде по лицензии 67 вертолетов;


Многоцелевой вертолет Агуста-Белл АВ 412SP с четырехлопастным несущим винтом

UH-1N – вариант вертолета Белл 212 для вооруженных сил США; построено 345 вертолетов для ВВС, флота и корпуса морской пехоты;

UH-1 «Пенетрейтор»-усовершенствованный транспортно-боевой вертолет, глубокая модернизация вертолета UH-1 с узким фюзеляжем, как у вертолета АН-1, выполненным из КМ, и с крылом. В двухместной кабине экипажа летчик размещается спереди, а стрелок сзади, в основной центральной кабине может размещаться до 10 десантников. Вооружение состоит из двух пулеметов калибром 12,7 мм, пушки калибром 20 мм, контейнеров с НАР и пусковых установок для УР. Максимальная взлетная масса 430 кг. Совершил первый полет в октябре 1991 г., дальнейшего развития не получил;

Белл 212 «Туин Твелф»-гражданский вариант вертолета, в 1977 г. получил сертификаты летной годности в США, Великобритании, Канаде и Норвегии и стал первым вертолетом в США с поплавковым шасси, сертифицированным для управления одним летчиком в полете по приборам. Поставлено 18 вертолетов в Австралию, КНР, Саудовскую Аравию и Японию. В 1988 г. серийное производство вертолетов Белл 212 передано на завод фирмы «Белл» в Канаде, где построено более 200 вертолетов;

АВ 212 – многоцелевой вертолет, производимый по лицензии в Италии фирмой «Агуста», построившей 335 вертолетов, в том числе 35 поисково-спасательных вертолетов для ВВС Италии;

АВ 212 А5 – противолодочный вариант вертолета для флота Италии, Греции, Ирака, Турции и Венесуэлы. Построено более 160 вертолетов, которые снабжены опускаемой гидроакустической станцией и системой автоматической стабилизации при полете на режиме висения. Вооружение состоит из двух противолодочных торпед или глубинных бомб;

Белл 412 – вариант вертолета Белл 212 с четырехлопастным несущим винтом, совершил первый по~ летв 1979 г., сертификат летной годности в США выдан в 1981 г. Производство перенесено в 1981 г. в Канаду, откуда поставлено более 400 вертолетов;


Оборудование кабины вертолёта Белл 412НР


Вертолет Белл 412НР с трехопорным колесным шасси


Боевой вертолет «Пенетрейтор»

Белл 412SP – усовершенствованный вариант с увеличенным запасом топлива и повышенной комфортабельностью. В 1989 г. производство вертолетов 412SP перенесено в Канаду, где будет построено 100 вертолетов. Заказано 10 вертолетов для Гондураса и 18 дня ВВС Норвегии. Будет производиться также по лицензии в Индонезии, где будет построено 100 вертолетов;

АВ 412 «Грифон» – многоцелевой военный вариант вертолета Белл 412, разработан в Италии фирмой «Агуста». Первый полет совершил в 1982 г., поставки начаты в 1983 г. Заказано 114 вертолетов для вооруженных сил Италии и 10 для ВВС Зимбабве, имеются заказы от других стран. Вертолет АВ 412 «Грифон» предназначен для разведывательных и штурмовых операций, непосредственной огневой поддержки и транспортировки боевого снаряжения, может использоваться для эвакуации раненых и поисково-спасательных операций.

КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, одним или двумя ГТД и лыжным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок, состоит из двухместной кабины экипажа, грузовой кабины и хвостовой балки с отогнутой вверх концевой балкой с рулевым винтом и стабилизатором.


Схема вертолета Белл-205

Обшивка выполнена из стеклопластиковых панелей с сотовым заполнителем. Предусмотрено бронирование ответственных элементов конструкции. Кабина экипажа рассчитана на двух летчиков, которые размещаются на бронированных сиденьях. Доступ в кабину экипажа осуществляется через две открывающиеся на шарнирах двери, которые могут сбрасываться в полете. На вертолете UH-1H в транспортном варианте в грузовой кабине шириной 2,34 м, высотой 1,25 м и объемом 6,23 м? можно разместить до 14 десантников на сиденьях повышенной прочности или грузы массой 1760 кг; в санитарном варианте в кабине устанавливаются 6 носилок и сиденья для двух сопровождающих. Доступ в кабину обеспечивается через две большие сдвижные двери размерами 2,34 х 1,24 м с каждой стороны фюзеляжа для обеспечения быстрой загрузки и выгрузки. Перед сдвижными дверями имеются шарнирно укрепленные створки, которые могут сбрасываться в полете; сдвижные двери имеют аварийные люки. В полу кабины предусмотрен 51 узел крепления сидений, носилок, лебедки и специального оборудования. За кабиной предусмотрен багажный отсек для размещения груза массой 160 кг. Кабина снабжена системой вентиляции принудительного типа. С нижней стороны фюзеляжа предусмотрены 13 узлов крепления груза и грузовой крюк. Возможна перевозка на тросе под фюзеляжем различных грузов массой до 1360 кг, в том числе легких военных автомобилей и самоходных орудий.

Несущий винт двухлопастный на универсальном шарнире, с конструктивным углом конусности 3°. Втулка выполнена из стали и легких сплавов, сверху втулки установлен стабилизирующий стержень, включенный в цепь управления шагом лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, изготовлялись из алюминиевых сплавов со штампованным лонжероном и секциями, позже из композиционных материалов с накладками из полиуретана и нержавеющей стали вдоль носка. Хорда лопасти 0,381 м (UH-1A), 0,533 м (UH-1B) и 0,686 (UH-1E) м. Тормоз несущего винта стандартного типа.

Рулевой винт диаметром 2,59 м, двухлопастный, цельнометаллический с общим горизонтальным шарниром. Лопасти прямоугольной формы в плане, взаимозаменяемые. Хорда лопасти 0,213 м.

Оперение состоит из управляемого стабилизатора и киля, служащего пилоном рулевого винта. Стабилизатор размахом 2,59 м прямоугольной формы в плане. Отклонение стабилизатора синхронизировано с продольным управлением для увеличения диапазона центровок. Киль снабжен хвостовой опорой.

Силовая установка состоит из одного ГТД, установленного за валом несущего винта в обтекателе с боковыми воздухозаборниками. Смазка двигателей и общего редуктора осуществляется с помощью трех автономных систем. В двухдвигательных вариантах спаренные ГТД установлены рядом за валом несущего винта в общем обтекателе и имеют отдельные боковые воздухозаборники и общий редуктор. Каждый двигатель имеет независимую маслосистему, автоматическую систему управления и ограничения крутящего момента.

Топливная система состоит из двух взаимосвязанных магистралей с двумя электронасосами и пятью самоуплотняющимися топливными баками повышенной прочности общей емкостью 850 л. Три бака установлены в задней части кабины, два бака – под полом грузовой кабины. Два дополнительных топливных бака емкостью 568 л устанавливаются в перегоночном варианте. Заправка топливом через единую горловину с правой стороны фюзеляжа.

Трансмиссия включает главный редуктор, редуктор двигателя, редуктор привода рулевого винта и соединительные валы. Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 1030 кВт.

Шасси лыжного типа усиленной конструкции, для передвижения по земле используются съемные спаренные колеса. Колея шасси 2,6 м. Может устанавливаться поплавковое шасси.

Система управления стандартного типа. Управление общим и циклическим шагом винтов бустерное с жесткой проводкой. Две параллельные гидравлические системы являются полностью автономными. Предусмотрена установка в кабине органов управления для второго летчика.

Электросистема стандартного типа. Цепь постоянного тока включает два стартер-генератора (50 В, 300 А) и никель-кадмиевую аккумуляторную батарею (34 А ч). В цепи переменного тока имеются три однофазных преобразователя переменного тока (250 ВА) на полупроводниковых элементах. Установлена посадочная фара и предусмотрена установка поисковой фары.

Электронное оборудование может включать стандартные пилотажно-навигационные системы, систему опознавания, радиовысотомер, КВ и УКВ системы связи с координированием передач, автоматический радиокомпас, дальномерную аппаратуру, доплеровскую РЛС и автоматическую систему управления полетом по четырем каналам.

Дополнительное оборудование: лебедка для спасательных работ грузоподъемностью 270 кг, крюк для подвески грузов массой 2230 кг, амортизатор подвески груза, комплект из шести носилок.

Вооружение. В военных вариантах предусматривается возможность подвешивания различных видов оружия: двух пушек калибром 20 мм, 4- 8 ПТуР «Тоу», двух пусковых установок в контейнерах по 19 НАР калибром 70 мм, двух пулеметов калибром 12,7 мм в контейнерах, четырех ракет класса «воздух-воздух» или четырех ракет класса «воздух-поверхность» типа «Си Скьюа» для атаки надводных кораблей, в противолодочном варианте вооружение состоит из двух противолодочных торпед или глубинных бомб.

На вертолетах Белл «Ирокез» и «Хыо» в 1964-1965 гг. был установлен 21 международный рекорд, в том числе скорости по прямой на базе 3 км и 15-25 км и по замкнутому маршруту 100, 500 и 1000 км, а также скороподъемности и дальности по прямой и замкнутому маршруту.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕРТОЛЕТА UH-1H

Размеры, м:

длина с вращающимися винтами 17,62

длина фюзеляжа 12,77

высота с вращающимся

рулевым винтом 4,41

диаметр несущего винта 14,63

ометаемая площадь, м? 168,1

Двигатели: 1 ГТД Текстрон Лайкоминг T53-L-13

взлетная мощность, кВт/п. с. 1044/1400

Массы и нагрузки, кг:

максимальная взлетная 4310

пустого снаряженного 2520

Летные данные:

максимальная крейсерская скорость, км/ч 204

максимальная скороподъемность, м/с 6,1

динамический потолок, м:

с учетом влияния земли 4145

без учета влияния земли 3840

, вскоре его силуэт будет самым узнаваемом в мире.

Фото вертолета Ирокез заходящего на атаку

Вертолет «Ирокез» был одной из основных машин армейской авиации США вплоть до середины 1980-х годов, когда его вытеснил на вторые роли новый вертолет того же класса - .

Согласно штатному расписанию, подразделения, вооруженные UH-1, входили в состав каждой американской дивизии - не только воздушно-десантной или воздушно - штурмовой, но и обычной пехотной либо бронетанковой. На них возлагались задачи высадки тактических воздушных десантов, эвакуации раненых, транспортировки небольших грузов, перевозки офицеров и пр. Таким образом, «Ирокез» стал своеобразным воздушным аналогом «джипа»

UH 1H Ирокез стал своеобразным воздушным аналогом джипа

Вертолеты первой модификации - UH-1 А - ввиду ограниченной грузоподъемности применялись только в медико-эвакуационных частях. Именно в этом качестве «Ирокез» дебютировал во Вьетнаме. В марте 1962 года в эту страну прибыл 57-й медицинский отряд, оснащенный UH-1 А.

Боевое применение транспортного вертолета Ирокез во Вьетнаме

Начало поставок более мощных UH-1 В, а затем и UH-1 D позволило в короткое время насытить ими подразделения армейской авиации и на практике реализовать концепцию «воздушной кавалерии». Первый опыт массового применения «Хьюи» (это жаргонное название во Вьетнаме применялось гораздо чаще, чем официальное «Ирокез») в боевой обстановке получила вновь сформированная 1-я кавалерийская (аэромобильная) дивизия, прибывшая во Вьетнам в сентябре 1965 года. Это соединение стало первой в мире дивизией, в которой основным средством перемещения личного состава служили не бронетранспортеры, а вертолеты.

Лагерь Игл массовый заход на посадку вертолетов Ирокез, январь 1971 год, напоминает конвейер

В ходе боевого применения быстро проявились основные недостатки. В условиях жаркого и влажного климата не хватало даже 1100 «лошадок» мощности двигателя, устанавливавшегося на UH-1 B/D. Для облегчения вертолетов с них снимали все ненужное оборудование, в частности сдвижные двери. Слабым местом у ранних «Хьюи» оказались непротектированные баки, снижавшие живучесть винтокрылой машины. Обе проблемы были решены - топливную систему переделали, а на последующие модификации UH-1 Н установили более мощный двигатель.

Бои на территории Камбоджи 1970 год

Тактика применения вертолета «ИРОКЕЗ»

UH-1_вариант бортового вооружения, весьма немалая огневая мощь

С появлением «длинных» UH-1 D/H «короткие» UH-1В перевели на решение задач огневой поддержки. С 1966 года во Вьетнаме появляется специализированная модификация «Ирокеза», предназначенная для этих задач, - UH-1C. Транспортные вертолеты, получившие прозвище slick («скользкий» - на них для уменьшения массы часто снимали сиденья, и десантникам приходилось сидеть прямо на полу кабины) и штурмовые (gunship - «канонерка») действовали в тесной связке. «Ганшипы» сопровождали колонны «сликов», обеспечивая подавление зенитных точек противника, а перед высадкой десанта «обрабатывали» плацдарм пулеметным огнем и неуправляемыми ракетами. Чуть ниже любительское реальное видео снято американскими солдатами. Во многих сюжетах используются винтокрылые машинки, смотрим на полном экране очень много интересного происходит в краях кадров, там же на ютубе еще одна часть, где собраны отрывки о применении различных типов вооружения.

Типичная зона высадки внизу на фото, какое еще транспортное средство сможет справится с доставкой и эвакуацией как солдат, так и различного вооружения.

Высадка с вертолета (сдвижные двери сняты для облегчения), обрати внимание на зону высадки, это считалась подготовленной площадкой

Особенности вариантов вооружения, применяемых на «Ирокезе»

  • М2 2 х 7,62-мм пулемета М60С на боковых кронштейнах;
  • М3 - 2 х 24-зарядные ПУ 70-мм НАР на боковых кронштейнах;
  • M5 - 40-мм автоматический гранатомет М75 в подфюзеляжной поворотной установке;
  • М6 4 х пулемета М60С на боковых кронштейнах;
  • M18 - 2 х 7,62-мм шестиствольных пулемета М134 «Миниган» на боковых кронштейнах;
  • М22 - 6 х ПТУР AGM-22B (SS-11), применялся на UH-1B;
  • М23 - 2 х пулемета M60D (600 патронов на ствол) в боковых дверях (на UH-1 D);
  • ХМ26 - 6 х ПТУР BGM-71 «Тоу» (на UH-1B/C);
  • ХМ31 - 2 х 20-мм пушки М24А (500 снарядов на ствол) на боковых кронштейнах (на UH-1В/С);
  • ХМ59 - 2 х 12,7-мм пулемета М2НВ (500 патронов на ствол) в боковых дверях (на UH-1D/H).

В общей сложности во Вьетнам было направлено 7013 вертолетов UH-1, из них потеряна почти половина - 3305 единиц. Погибло 1074 пилота «Ирокезов» и 1103 других членов экипажей. 50 %, вроде бы огромные цифры потерь, но если учесть что за 11 лет войны американские летчики в Юго-Восточ­ной Азии совершили 36 млн вылетов (!), налетав 13,5 млн часов (!) и только 3500 транспортных вертолет Хьюи США были потеряны. Не стоит забывать, что он и проектировался как транспортник, а не . Да и не было вариантов, не на лошадях же в джунгли забрасывать солдат и боеприпасы. И с эвакуацией расчет был только на вертолет. Поэтому и задействовали такое количество, большее чем у всех остальных армий мира вместе взятых стоящих на тот момент на вооружении.

а бывало и так, о подготовке зоны высадки речи вообще не идет

Заход на посадку, можно сказать классика

«Ирокезы» стали также неотъемлемой частью разведывательных подразделений, действуя в составе аэромобильных разведывательных эскадронов. Каждый из них состоял из трех взводов: в одном использовались легкие разведывательные вертолеты ОН-6, другой представлял собой пехотное подразделение с несколькими транспортными «Хьюи», а в третьем имелись те же «Хьюи» в варианте «ганшипа» (или специализированные штурмовые АН-1).

Обстрел с вертолета глазами пилота Ирокеза

Транспортный вертолет Ирокез активно использовался армиями многих стран

Помимо США, «Ирокезы» применялись во Вьетнаме американскими союзниками - Австралией и Южным Вьетнамом. После поражения последнего несколько десятков UH-1 различных модификаций досталось в качестве трофеев Демократической Республике Вьетнам. Несколько экземпляров попало и к нам в СССР. В настоящее время «Ирокез» понемногу сходит со сцены. В США последние медицинские версии еще летают в составе национальной гвардии.

UH-1 морской пехоты США. Оперативная база Кафферата, Афганистан, 2009 год

Применяют их и различные правительственные агентства - например, агентство по борьбе с наркотиками использует свои UH-1H в Афганистане. Продолжается эксплуатация «Ирокезов» военной авиацией 35 стран. В частности, они находятся на вооружении практически всех латиноамериканских государств. В Европе UH-1 D служат в Германии, UH-1H - в Албании, Боснии и Герцеговине, Греции, Грузии, Испании, Турции.

Вертолеты UH-1 Н Грузинских ВВС. Тбилиси, 2012 год

Весьма распространены такие вертолеты во многих странах Азии, встречаются и на африканском континенте.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕЛЛ UH-1H «ИРОКЕЗ»

  • Тип: одномоторный многоцелевой, экипаж 2 человека
  • Вместимость: до 12 солдат либо 6 раненых на носилках
  • Двигатель: ТВлД Лайкоминг Т53-1-13 максимальной мощностью 1400 л. с.
  • Размеры, длина: 12,77 м, высота: 2,62м, диаметр несущего винта: 14,63 м.
  • Масса пустого 2140 кг, взлетная 4310 кг

Технические характеристики:

  • максимальная скорость: 220 км/ч
  • дальность полета: 510 км
  • практический потолок: 4145 метров
  • Вооружение: возможна установка двух пулеметов в боковых окнах, ПУ НАР, пулеметы различных типов на боковых кронштейнах.
Loading...Loading...