Градостроительство- планировка и строительство города. Архитектура исторического города: описание и история

9 класс. Урок искусства.
Тема урока «Архитектура исторического города»
Цель: эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).
Задачи:
Научить различать виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство).
Научить соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др.
Научить приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах.
Средства наглядности: - слайды мультимедиа.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Организация учебно-воспитательного пространства:
магнитофон, пианино, фонохрестоматия, аудиокассеты, компьютер, проектор,
презентация «Архитектура исторического города»,
тема записана на доске в форме эпиграфа.
Ход урока.
Приветствие.
Изучение нового материала:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный…
Начнём урок словами великого каталонского архитектора Антонио Гауди: «Архитектура – это застывшая музыка».

Французский архитектор Ле Корбюзье сказал: «Роль строительства возводить сооружения, роль архитектуры – вызывать эстетическое волнение». Как вы думаете, что значит вызывать эстетическое отношение?
Ответ учащегося: «Вызывает определённые чувства, нравится или не нравится, красиво или прекрасно».
Учитель: «Так что такое архитектура?»
Ответ учащегося: «Прежде всего, архитектура - это вид искусства. А именно искусство проектировать и строить. Возводить различные здания, сооружения и просто дома».
Древнеримский теоретик Ветрувий так определял архитектуру: «Прочность, польза и красота».
Архитектура(лат. architectura) - искусство проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную среду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.
Одним из самых полезных для жизни человека искусств является архитектура.
Если сравнивать архитектуру с другими искусствами, то по мере условности к ней ближе всего музыка. Ведь музыка так же как архитектура и математика, не имеет аналогов в окружающем мире - ее форма абстрактна. Не явилось ли это основанием для постоянного сравнения архитектуры с музыкой? «Застывшей музыкой» назвал архитектуру Ф. Шеллинг; «отзвучавшей мелодией» - И.-В. Гёте. Многие композиторы были тонкими ценителями архитектуры.
С древнейших времен человек научился строить для себя жилище. Для этого использовались природные материалы, которыми была богата окружающая местность. Большое количество домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от выражений «огораживать», «обносить оградой», «городить».Планировка и строительство городов - это одна из областей архитектуры, она получила название «градостроительство». Планировка городов Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, древнерусских городов во многом различалась.
В Античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служить Афинский Акрополь - политический, религиозный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц.
Каждый средневековый город ограждали могучими каменными стенами с зубцами и башнями, окружали глубоким рвом, делая его мощной, надежной крепостью. Город-крепость имел оборонительное значение, овладеть его воротами означало овладеть всем городом. В отличие от западноевропейского города, заключенного в высокие каменные стены, раз и навсегда определившие его границы, город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Русский город и его оборонительные укрепления возводились с учетом условий природного ландшафта. Немаловажную роль в выборе места для будущего города играло эстетическое чувство людей. Летописи сохранили много рассказов, содержащих такие сообщения: «и виде место красно и лесно на горе... И возлюбив место то и помысли, да сожижет на нем градец мал» (Ипатьевская летопись).
Город обычно вырастал на возвышенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте занимал детинец (с XIV в. - кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредоточены самые большие, монументальные сооружения - собор и дворец. Характерным примером является план древней Москвы.
Центром западноевропейского города былкафедральный собор. Поблизости располагалось административное здание ратуши и рыночная площадь. Улицы стекались к ним по касательной от городских ворот. Феодальный замок располагался за городской чертой.
Экономическим и стратегическим центром восточного средневекового города была площадь, на которой строилось медресе - высшая школа, готовящая служителей культа, учителей и т. п. Рядом с мечетью высились минареты - башни, с которых мусульман призывали на молитву. Важную роль в архитектурной композиции города играл дворец правителя и торговая часть - караван-сарай, базар (торговые купола). От площади к городским воротам разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всего света, в военное время перемещались воины.
В эпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной традиции градостроительства: в конце широких прямых улиц обязательно размещался какой-нибудь архитектурный ансамбль, определяющий величественность перспективы.
По этому же принципу построен и Санкт-Петербург. Он возводился по плану, заранее составленному и тщательно выверенному Петром I. Улицы и проспекты в центральной части города трезубцем сходятся к площадям. Найдите в тексте термины, которые имеют отношение к архитектуре и градостроительству. Объясните их значение, пользуясь словарями по искусству.
Рассмотрите старинные гравюры. Найдите на них изображения крепостей, оборонительных сооружений, жилых кварталов, торговых площадей, культовых построек. Опишите их устно.
Найдите стихи о двух столицах России - Москве и Санкт-Петербурге, посвященные архитектурным достопримечательностям этих городов. Прочитайте их одноклассникам.
Как вы понимаете смысл выражений: «Архитектура - застывшая музыка» и «Архитектура - отзвучавшая мелодия»? Что общего между музыкой и архитектурой?
Художественно-творческое задание
Используя перо и тушь, начертите план-схему средневекового города. Передайте характерные черты русского, европейского и восточного средневекового города (по выбору).

Архитектура - музыка, песнь камня,Что ввысь возносится в колоннах к облакам.Что гения влечет так неустанноПостроить дом красивый или храм.
Торжественно звучит - "Архитектура"!Звучит изящно и легко.И в слове этом будто бы его структура,Как будто камни сложены звено в звено!

Величественная лёгкость стен,Барокко и металл модерна,История застыла в камнеОт Рима и до Коминтерна.Готических соборов шпильНа портиках грозят скульптурыПослание и уникальный стиль –Вот это цель архитектуры.*****Из чертежей и построенийОт архитекторских идейИдет рождение творений,Возникнув по планете всей.
Учитель: В 1990 году Организация ЮНЕСКО включила город Санкт-Петербург в Список всемирного наследия. В этот список зачислены наиболее красивые и цельные в художественном отношении города мира. Планировка северной столицы отличается логичностью пространственной композиции, включающей строгие прямые улицы, просторные площади, а также многочисленные каналы, мосты (более 400!), набережные, сады и парки. Его застройка богата выдающимися памятниками дворцового и церковного зодчества, монументальной скульптуры, которые в большинстве случаев являют собой уникальные архитектурные ансамбли. Все это в первую очередь относится к историческому центру города, но также к дворцово-парковым комплексам его пригородов.
Учитель: Из истории основания города. Возникновение Санкт-Петербурга связано со стремлением русского царя Петра I укрепиться в стратегически важном районе на берегах Балтийского моря. Город был заложен по царскому приказу в 1703 г., а в 1712 г. сюда, на берега Невы, была переведена столица государства.
Более трех веков истории Санкт-Петербурга вызвали к жизни множество интересных фактов, мифов и легенд о северной столице, подчеркивающих уникальность и загадочность этого города среди других как российских, так и европейских городов.
Например, многие ошибочно полагают, что Санкт-Петербург назван в честь своего основателя – Петра I. Однако это не так. Город носит имя небесного покровителя первого русского императора – апостола Петра.
Согласно другой легенде, вся территория будущего города представляла собой необжитые сильно заболоченные места, малопригодные для жизни. Однако доказанным фактом является то, что на месте исторического центра Санкт-Петербурга при его основании существовало множество поселений (по некоторым данным – около 40), часть из которых была здесь еще до прихода шведов. Однако масштаб и интенсивность строительства новой столицы и быстрое исчезновение этих поселений в черте города со временем породили легенду о пустынных местах на месте Санкт-Петербурга. Интересный факт:10% от общей площади города покрыто водой.
Учитель: Ребята, назовите пожалуйста, известные вам памятники архитектуры Санкт-Петербурга?
Ответ учащихся: Исаакиевский собор, Казанский собор, Зимний Дворец, Эрмитаж, Адмиралтейство, Храм Спаса-на-Крови…«Впервые в России»:
Петербург стал первым в России городом, в котором появилась традиция производить в полдень холостой выстрел из пушки.
Первый в России публичный музей – «Кунсткамера», основанная Петром I в 1719 году
Первый в России публичный театр (1756)
Первая в России публичная библиотека – Императорская публичная библиотека (1795)
Впервые в России в Санкт-Петербурге в 1819 году на Аптекорском острове были зажжены уличные газовые фонари
Первая в России железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом (1837)
Первый в России опыт уличного освещения электричеством (1879 год, освещение Литейного моста)
Первый в России чемпионат по футболу, организованный английскими спортсменами в 1901 году
В 2013 году Санкт – Петербургу исполнилось 310 лет.

Прогуливаясь по старинным улочкам какого-нибудь населенного пункта, в который раз убеждаешься, что архитектура исторического города - искусство. 9 класс - это время, когда каждый школьник имеет возможность изучить интересный курс «Мировая художественная культура». Как раз в его рамках и происходит знакомство с этой темой. Чем особенна архитектура исторического и современного города? Об этом пойдет речь в нашей статье.

Город и градостроительство

Город - это величайшее творение человеческого разума, главный двигатель в развитии любого региона, страны, государства. Именно в городах концентрируются самые гениальные умы, которые генерируют новые идеи и изобретения.

Город отличается от других населенных пунктов рядом определенных характеристик. Их изучением занимается наука урбанистика. А вот теория и практика планировки, а также застройки городов - это уже поле интересов градостроительства.

Градостроительство - это деятельность по разработке и созданию городских систем, их реконструкции и улучшения жизненного пространства человека.

Архитектура исторического города ("Искусство", 9 класс)

Что такое «исторический город»? Каковы его характерные черты и чем он отличается от современного?

Закон «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» трактует это понятие так: исторический город - это селение, в котором находится большое количество объектов культурного наследия. Это могут быть древние археологические стоянки, скульптурные памятники, и элементы старинной застройки.

В исторических городах, как правило, расположены многочисленные культурные объекты, имеющие для общества определенную ценность: историческую, эстетическую и т. д. Еще одна отличительная черта таких поселений заключается в том, что в их пределах сохранена старинная (историческая) планировка улиц и площадей.

Важно отметить, что исторический город - это не только архитектура и но еще и его население. То есть люди со своим набором традиций, обычаев, взглядов на жизнь. Обращение к данному термину позволяет рассматривать конкретный город как исторический, национальный и региональный феномен.

Тема «Архитектура исторического города» изучается в 9 классе средней школы, в рамках курса «МХК» (мировая художественная культура).

В России на сегодняшний день насчитывается 41 населенный пункт со статусом исторического города. Среди них - Москва, Дербент, Кострома, Суздаль и другие.

Архитектура исторического города: главные особенности

Архитектура - это самый полезный вид искусства. Человек начал строить для себя жилища еще с самых древних времен. Для этого он использовал те материалы, которые были в наличии в определенной местности. В целях безопасности селения обносили валами или стенами, плетеными оградами.

Архитектура исторического города на Западе существенно отличается от планировки восточных или Последние максимально органично вписывались в природный ландшафт, тесно привязываясь к окружающей сельской местности. При этом важным фактором при выборе места для будущего города отводилось эстетическому аспекту. Ведь в древних летописях нередко можно встретить подобные изречения: «…и виде место красно, и возлюбив его, да сожижет на нем градец».

Определенными особенностями отличается и архитектура исторического города на Востоке. В центре восточного поселения обустраивалась площадь с мечетью и медресе - школой для подготовки учителей и служителей. Важное место в планировке города также отводилась караван-сараю - месту для уличной торговли.

Планировка европейских исторических городов

Традиции градостроительства во времена Античности, Средневековья и Возрождения были разными. Ярким примером античного города в Европе можно считать В те далекие времена любой населенный пункт начинался с возведения на возвышенном месте пышного храма. Вокруг этого святого холма прокладывались улицы, расположение которых было прямоугольным.

Типичный средневековый город - это селение, огражденное мощными укреплениями с зубчатыми стенами и рвами, наполненными водой. В центре такого города-крепости строился кафедральный собор и главная ратуша.

В эпоху Возрождения города строились по новой схеме. Улицы располагались перпендикулярно друг к другу, а в конце самых главных из них обязательно размещались какие-либо выдающиеся или целые ансамбли величественных зданий. Кстати, именно по такому алгоритму был построен российский город Санкт-Петербург.

Особенности архитектуры современного города

В современной архитектуре используются совершенно новые принципы и формы организации свободного пространства. Так, в начале ХХ века появились новые стили в зодчестве - конструктивизм и функционализм, которые стремились к максимальному упрощению зданий и сооружений.

Сегодня в городах возводятся типовые и очень похожие друг на друга жилые дома. Если раньше в городах самыми высокими были шпили готических соборов, то сегодня это офисные башни из стекла и бетона. Новые строительные материалы позволяют максимально облегчать все возводимые конструкции.

Как влияет современная архитектура на эмоциональное и психическое состояние человека? Многие ученые утверждают, что крайне негативно, подчеркивая, что она уже полностью утратила свой статус в духовной и эстетической сфере человеческой жизни. Действительно, очень сложно наслаждаться архитектурой XXI века. Безликие серые строения, транспортные пробки, длинные бетонные заборы, острый дефицит растительности - все это, по мнению психологов, создает неблагоприятную, агрессивную среду для жизни человека.

Заключение

Теперь вы знаете, чем же отличается архитектура исторического города. «Искусство в камне и объеме» - вот как поэтично описывается процесс строительства городов и селений. Это действительно искусство, требующее существенных творческих усилий и больших знаний.

Архитектура исторического города (9 класс) - необычайно интересная тема. Процесс планировки и строительства населенных пунктов существенно отличался в разные исторические эпохи.

«Форма здания» - Гораздо чаще встречаются постройки, имеющие более сложную композицию. Самый высокий небоскрёб в Дубае. Время, деньги, организаторские способности. Выполните творческое задание: Соедините объемные формы в единый архитектурный облик. ПрПППрПррПРПппПррррПрр. Соединение объёмов на примере храма. Ответь на вопросы:

«Архитектурная бионика» - Основные направления. Толщина скорлупы. Лист манжетки. Примеры конструкций. Принцип конуса. Ребристые конструкции. Конструкции, имеющие вид спирали. Природа. Оболочки. Архитектурная бионика. Конусообразные конструкции. Новая страница. Конструкции с предварительным напряжением. Каркас. Инженеры. Способности растений.

«Геометрия в архитектуре» - Японская архитектура строится по образцам китайской со времени распространения буддизма. Наземными постройки внутри были украшены плоскими рельефами. В картинках. Широта градостроительства, отличает римскую архитектуру. Архитектура Греции. Первые храмы и первые статуи из камня появились здесь еще в VII в. до н. э.

«Фонтаны» - Прикрепляем к статуэтке тонкие трубки. История фонтанов. Область науки. Красота воды. Декорируем днище фонтана. Первые фонтаны. Основа для фонтана уже готова. План создания действующей модели фонтана. Закрепляем с помощью клея сердечко на основе. Струи. Какие бывают фонтаны. Закрепляем на постоянное место.

«Математика в архитектуре» - Симметрия – царица архитектурного совершенства. Математика в архитектуре. Архитектура. Гиперболический параболоид. Гиперболоид. Золотое сечение в архитектуре. Геометрические формы в разных архитектурных стилях. Прочность сооружения. Математика и архитектура. Египетская геометрия. Математика помогает добиться прочности сооружений.

«Гармония» - Появились арки, купола. В Древнем Египте измерениями занимались специальные ремесленники. Шло время, усложнялись математические задачи архитектуры. Здания на рисунке обеспечивают себя солнечной и тепловой энергией. Математика и архитектура. Невозможно описать все многообразие геометрических приемов, которыми владели зодчие.

Слайд 1

Архитектура исторического города

Слайд 2

Карта Москвы XVI века

Архитектура (лат. architectura) - искусство проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную среду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.

Одним из самых полезных для жизни человека искусств является архитектура.

Слайд 3

«Застывшей музыкой» назвал архитектуру Ф. Шеллинг; «отзвучавшей мелодией» - И.-В. Гёте. Многие композиторы были тонкими ценителями архитектуры. С древнейших времен человек научился строить для себя жилище. Для этого использовались природные материалы, которыми была богата окружающая местность. Большое количество домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от выражений «огораживать», «обносить оградой», «городить».

Слайд 4

Планировка и строительство городов - это одна из областей архитектуры, она получила название «градостроительство». Планировка городов Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, древнерусских городов во многом различалась. В Античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служить Афинский Акрополь - политический, религиозный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц.

Акрокоринф. Греция

Афинский акрополь. Греция

Слайд 5

Каждый средневековый город ограждали могучими каменными стенами с зубцами и башнями, окружали глубоким рвом, делая его мощной, надежной крепостью. Город-крепость имел оборонительное значение, овладеть его воротами означало овладеть всем городом. Центром западноевропейского города был кафедральный собор. Поблизости располагалось административное здание ратуши и рыночная площадь.

Площадь и здание городской ратуши. Прага

Слайд 6

в Средневековой Руси - город обычно вырастал на возвышенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте занимал детинец (с ХIV в. - кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредоточены самые большие, монументальные сооружения - собор и дворец. Характерным примером является план древней Москвы.

Новгородский детинец. Современная аэрофотосъемка

Слайд 7

Экономическим и стратегическим центром восточного средневекового города была площадь, на которой строилось медресе - высшая школа, готовящая служителей культа, учителей и т. п.

Регистан. Самарканд. Узбекистан

Слайд 8

В эпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной традиции градостроительства: в конце широких прямых улиц обязательно размещался какой-нибудь архитектурный ансамбль, определяющий величественность перспективы. По этому же принципу построен и Санкт-Петербург. Он возводился по плану, заранее составленному и тщательно выверенному Петром I. Улицы и проспекты в центральной части города трезубцем сходятся к площадям.

Карта Санкт-Петербурга начала XX в.

Санкт-Петербург. Исторический центр

Слайд 9

Домашнее задание:

Найдите стихи о двух столицах России - Москве и Санкт-Петербурге, посвященные архитектурным достопримечательностям этих городов. Прочитайте их одноклассникам. Как вы понимаете смысл выражений: «Архитектура - застывшая музыка» и «Архитектура - отзвучавшая мелодия»? Что общего между музыкой и архитектурой?























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет: искусство

Класс 9

Тема и номер в разделе: 18 урок в разделе «Дар созидания», тема: «Архитектура исторического города».

Базовый учебник: Г.П. Сергеева, И, К. Кашекова, Е.Д.Критская «Искусство», М.: «Просвещение». 2011 г.

Цель: Ознакомить обучающихся с характерными особенностями градостроительства разных эпох и времен.

Задачи:

  • Обучающие: познакомить обучающихся с характерными особенностями градостроения разных эпох и времен;
  • Развивающие: развить познавательные процессы: память, мышление, наблюдательность, внимание, способность анализировать, делать выводы, умение высказывать свои утверждения, развить навыки устной речи, коммуникативность.
  • Воспитательные: воспитание эстетического вкуса, уважение к мировой истории и традициям.

Тип урока: урок – приобретение новых званий.

Форма работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки.

План конспект урока

Этап

Задача этапа

Учебная задача

Материал

Действие учителя

Действие ученика

Вступление

Самоопределение в деятельности

Выделить особенности плана-схемы городов разных эпох

Музыка эпохи Возрождения, Колокольный звон, Восточные напевы. Гравюры

Предлагается рассмотреть различные планировки– схемы городов разных эпох: Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, Древнерусский город

Работа по группам. (5-7мин)

Сравнивают планировки – схемы,анализируют: античный храм (Афинский акрополь),Средневековый город, Западноевропейский город, средневековый город Руси. Выделяют существенные признаки каждого города и их особенности, и различие. (5-7 мин.)

Экспозиция

Построение проекта решения учебной задачи

Выделить архитектурные виды которые оказывают большое эмоциональное воздействие на человека.

Предлагается сравнить особенности городов в разные эпохи: Древние времена, Античность, Средние века Западной Европы, Средние века на Руси, Средние века на Востоке, Возрождение.

Работа по группам. (5-7 мин.)

Сравнивают архитектуру исторического городов разные эпох и стилей: Архитектуру Московского Кремля (презентация). Архитектуру восточного города (презентация), западноевропейского города(презентация). Подбирают стихи посвященные достопримечательностям любого города мира (домашние заготовки) (5-7 мин.)

Кульминация

Решение учебной задачи

Существенные признаки синтетических искусств в градостроительстве

Таблица «Особенность архитектуры исторических городов»

Направляет обучающихся на раскрытие эмоционального восприятия древних городов, крепостей, торговых площадей, культовых построек через художественные произведения художников и музыкантов которые воспевали красоту древних городов.

Работа по группам (5-7 мин.) Рассматривают старинные гравюры. Находят в них древние крепости, торговые площади, широкие проспекты и узкие улочки .

В творческих тетрадях (10 мин.)

Записать в рабочих тетрадях свое понимание и высказывание «Архитектура застывшая музыка, и «Архитектура отзвучавшая мелодия» Что общего между архитектурой и музыкой?.

Решение учебной задачи в новой ситуации

Использовать новые знания в новых условиях

Предлагает: используя перо и тушь, начертите план-схему средневекового города, восточного или Европейского города с их характерными чертами

Практическая работа. (индивидуальная) (15 мин.)

Выполняют на листе А4 графическое изображение плана – схемы средневекового города, восточного или Европейского города с их характерными особенностями по выбору.

Обсуждение, анализ работ. Вопросы на закрепление материала.

Задание №1

Сравнить планировки-схемы и найти различие античного храма (Афинский акрополь),средневекового города, западноевропейского города, средневекового города Руси. Выделить существенные признаки каждого города и их особенности.

Задание №2

Подбирают стихи посвященные достопримечательностям любого города мира (домашние заготовки)

Задание №3

Работа в творческих тетрадях:

Рассматривают старинные гравюры. Находят в них древние крепости, торговые площади, широкие проспекты и узкие улочки.

Записывают свое понимание высказываний: «Архитектура застывшая музыка», «Архитектура отзвучавшая мелодия».

Находят, что общего между архитектурой и музыкой.

Высказывают свои мысли (устно), что общего между музыкой и архитектурой. Делятся своими впечатлениями.

Практическая работа индивидуальная (15 мин.)

Выполняют на листе А4 графическое изображение плана-схемы. Передать характерные черты русского, европейского и восточного, средневекового города (по выбору).

Обсуждение, анализ работ.

Вопросы закрепления материала: В чем различие архитектуры исторических городов?

  • Античного,
  • Русского,
  • Западноевропейского,
  • Восточного

Оценка: Выставляется по итогам работы в группах и за индивидуальную практическую работу.

На уроке используется материал:

  • Презентация «Архитектура исторических городов»
  • Фотографии характерных средневековых городов
  • Репродукции старинных гравюр
  • Музыка эпохи Возрождения, колокольный звон, Восточные напевы
Loading...Loading...